VIII Международная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» развивает заложенные в трудах профессора А.М. Буланова традиции исследования соотношения «ума» и «сердца» в словесном творчестве. Конференция, организованная кафедрой литературы Волгоградского государственного социально-педагогического университета, проходила 28октября 2015 годасовместно с Бакинским Славянским университетом на базе ФГБОУ ВПО «ВГСПУ». Программа мероприятия состояла из пленарного заседания в формате видеоконференции, работы секций и молодёжного форума.
В конференции приняли участие литературоведы, фольклористы, лингвисты, культурологи из городов России, зарубежные коллеги из Азербайджана, Ирака, Италии, Китая, студенты, магистранты, аспиранты ВГСПУ, ВолГУ, МГУ, преподаватели колледжей, учителя литературы школ и гимназий Волгограда и Волгоградской области, школьники.
Взгляд специалистов различных дисциплин на проблему «рациональное-эмоциональное» способствовал углублению существующих в науке представлений о художественной феноменологии изображения «внутреннего человека» в словесности. В докладах и выступлениях участников конференции были рассмотрены различные аспекты обозначенной проблемы, продуктивное изучение которой возможно при интегрированном подходе.
В процессе проведения конференции был представлен широкий круг тем, предложены новые теоретико-методологические разработки в области изучения рационального и эмоционального в литературе и фольклоре, намечены пути внедрения их результатов в практику школьного и вузовского преподавания. В представленных исследованиях рассмотрен существенный перечень фольклорных текстов, произведений русской и зарубежной литературы.
Представленные на конференции работы составили основной корпус издания настоящего выпуска журнала.
Русская литература
Сюжеты «страшного» фольклора в сетевой словесности
Рассматриваются сюжеты «страшного» фольклора в сетевой словесности, предлагается их типологическая классификация.
Ключевые слова: традиционный фольклор, интернет-фольклор, страшное, крипи, сюжет, классификация.
Эмоциональный смысл флористической образности: образ розы в поэзии Мирры Лохвицкой
Анализируется эмоциональный смысл флористических образов на примере образа розы
в поэзии М. Лохвицкой, выявляются его значения, соответствующие традиционным
смыслам образа розы в лирической поэзии.
Ключевые слова: М. Лохвицкая, образ, флористические образы, эмоциональный смысл.
Мотив сна в поэтике сборника Н.В. Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Рассматривается мотив сна в сюжетной структуре повестей сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки», анализируются основные функции сновидений, их эмоциональная составляющая.
Выевляется тесная связь снов гоголевских героев с поэтикой волшебной сказки.
Ключевые слова: Гоголь, поэтика, сон, сюжет, мотив, функция, сказочная традиция.
Эмоции покоя как составляющая ориентального текста
в творчестве Анны Ахматовой
Рассматривается тема покоя в поэтических произведениях А. Ахматовой, связанных с темой Востока,
на примере стихотворений ташкентского цикла.
Ключевые слова: А. Ахматова, ориентальная тема, образ, эмоциональный смысл
«Ум» и «сердце» Софьи Перовской в романе
А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого»
Рассматривается образ Софьи Перовской в романе А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого»
с точки зрения рационального и эмоционального компонентов. Проводится параллель с историческими
произведениями Ю. Трифонова и М. Алданова о народовольцах.
Ключевые слова: автор, герой, характер, рациональное, эмоциональное.
Эмоция тревоги в лирике М.Ю. Лермонтова
Доказывается тезис, что для лирического героя Лермонтова свойственно постоянное чувство тревоги. Но если в ранний
период творчества этот факт обусловлен романтической традицией и субъективным самоощущением лермонтовского
«Я», то в зрелые годы тревожные переживания поэта следует связывать с объективным фактором − социальным
неблагополучием человека 30-х годов.
Ключевые слова: дискретные эмоции, «лермонтовский человек», тензионные эмоции, тревога, тревожность.
В. Токарева о «сердечной» жизни своих героев в повести «Мой враги»
В аспекте «рациональное и эмоциональное» исследуется феномен «сердечной» жизни персонажей
повести В.Токаревой, в мировосприятии которых христианские ценности постепенно
гармонизируют представление о мире и человеке в нем.
Ключевые слова: автор, герой, персонаж, характер, «женская» проза.
Рациональное и эмоциональное в рассказе
Л. Горалик «Агата возвращается домой»
Исследуется образ ребенка в современной русской литературе. На примере рассказа Л. Горалик «Агата возвращается
домой» рассматривается жанровая трансформация святочного рассказа, пародийное смещение традиционных
жанровых признаков и сюжетов, актуализация мифопоэтической модели хронотопа. Жанровая диффузия
отражает специфику соотношения рационального и эмоционального в рассказе.
Ключевые слова: Л. Горалик, образ ребенка, топос детства, хронотоп, пародия, психологизм.
Зарубежная литература
Интеллект и психика как смысловые доминанты логических новелл Э.А. По
Анализируются новеллы логического мышления Э. По, которые представляют собой гимн интеллекту, показывают красоту и огромные возможности разума.
Ключевые слова: Э. По, новелла логического мышления, интеллект психологизм.
Тема любви в романе Э.М. Ремарка «Три товарища»
Исследуется тема любви и дружбы в романе Э.М. Ремарка «Три товарища». Выявляется такой тип любви, как любовь-
дружба, или любовь-товарищество, свойственные «потерянному поколению». Анализируются средства раскрытия
трагизма эмоциональной жизни героев романа.
Ключевые слова: Э.М. Ремарк, роман, «потерянное поколение», любовь, психологизм.
Особенности интерпретации образа Робинзона в романе
Дж. Кутзее «Мистер Фо, или любовь и смерть Робинзона Крузо»
Рассматривается интерпретация образа Робинзона Крузо в постмодернистском романе Дж. Кутзее
«Мистер Фо». Выявляются особенности образной системы произведения, его повествовательной
структуры, роль женщины-рассказчицы как носителя природного начала. Анализ образа Пятницы
позволяет осмыслить кризисное состояние языка в современную эпоху.
Ключевые слова: Дж. Кутзее, рационализм, постмодернизм, образ, поэтика.
Методика преподавания литературы в средней школе
Применение технологии «Дебаты» в процессе изучения рассказа
Людмилы Улицкой «Бедная родственница»
Рассматривается актуальная проблема изучения современной русской литературы, на материале рассказа Л. Улицкой
«Бедная родственница» демонстрируется использование технологии «дебаты», позволяющей сформировать
у учащихся умение работать с разными источниками информации, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Ключевые слова: педагогическая технология, дебаты, кейс, Улицкая.
Прием создания коллажа и его роль в процессе восприятия
и анализа учащимися лирического произведения
Предлагается методика создания коллажа к стихотворению А.С. Пушкина «На холмах Грузии…». Данный прием
визуализации словесного текста рассматривается как один из способов творческой интерпретации
читателем-подростком лирического произведения.
Ключевые слова: коллаж, образ, визуализация, лирическое произведение, анализ, восприятие.
Педагогические науки
Роль куклы-игрушки в развитии и воспитании детей
Представлен анализ статей различных авторов относительно важности и роли куклы в жизни ребенка. Приводятся
результаты исследований о восприятии современных кукол девочками и классификации видов игр.
Ключевые слова: куклы, игра, ребенок, роль куклы, воспитание.
Чувствительность человека и особенности ее измерения
Проанализированы основные понятия «чувствительности», выделены ее основные черты
и особенности измерения.
Ключевые слова: чувствительность, абсолютная и относительная чувствительность,
верхний и нижний пороги ощущений.