 
        
    
    
Выходные данные:
        
        
4(63)
        
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
     
    
         
        
    
    
Педагогические науки
        
        
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
        
Рассматривается значение зрительной памяти младших школьников, способствующей эффективному усвоению учебной 
информации и формированию аналитических умений в процессе обучения. Показано, что развитие зрительной  
памяти может быть достигнуто посредством методов визуализации и игровых упражнений  
в образовательном процессе. Приведены примеры эффективных упражнений и игр,  
направленных на развитие различных аспектов памяти.
	
	Ключевые слова: зрительная память, начальная школа, когнитивные способности,  
игровые упражнения, формы и методы	
	
     
    
        
        
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНЕМАТОГРАФА  
О СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ В ШКОЛЬНОМ  
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
        
 Поднимается вопрос актуальности применения наглядных методов обучения в рамках школьного образовательного 
процесса на примере зарубежного кинематографа о Сталинградской битве. Рассматриваются трудности,  
связанные с применением кинематографа в образовательных целях, также описываются особенности  
применения каждой из представленных кинокартин. Была разработана методика  
применения зарубежного кинематографа на школьных уроках истории.
	
	Ключевые слова: наглядные методы обучения, кинематограф, зарубежный кинематограф,  
фильмы на уроках истории, история, методы преподавания истории	
	
     
    
        
        
 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ 
ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
        
Освещается проблема научно-методического сопровождения учителей начальных классов по формированию  
ключевых компонентов функциональной грамотности младших школьников. Описываются  
направления сопровождения, эффективные формы и методы.
	
	Ключевые слова: функциональная грамотность, компоненты функциональной грамотности,  
младшие школьники, сопровождение учителей, научно-методическое сопровождение	
	
     
    
        
        
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
        
Рассматривается применение игровых технологий во внеурочной деятельности по предмету ОБЗР в общеобразовательной 
организации как эффективного средства повышения познавательной активности обучающихся и формирования  
у них личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
	
	Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, игровые технологии, внеурочная деятельность,  
познавательная активность, универсальные учебные действия, навыки безопасного поведения	
	
     
    
        
        
ФУНКЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ 
ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
        
Раскрыта сущность народных художественных традиций, проявляющаяся в её функциях. Показана значимость  
народных художественные традиций в аспекте использования их в образовательном процессе  
начальной школы. Раскрыты функции народных художественных традиций.
	
	Ключевые слова: функции, народные художественные традиции,  
образовательный процесс, начальная школа, правовое сознание	
	
     
    
        
        
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ 
ШКОЛЬНИКАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
        
Изучение малых фольклорных жанров в начальной школе имеет обучающее, развивающее, воспитывающее значение. 
Анализ учебников по литературному чтению УМК «Школа России» позволил сделать выводы о разнообразии  
методики изучения малых фольклорных жанров, необходимости введения проектной деятельности.  
В контексте изучения фольклора проекты позволяют младшим школьникам творчески  
осваивать материал через создание книжек-малышек, аудиоальбома и инсценировки.  
Экспериментальная работа подтвердила эффективность  
предложенной методики.
	
	Ключевые слова: малые фольклорные жанры, методы и приёмы изучения малых фольклорных жанров,  
проектная деятельность, эксперимент, подтверждение предложенной методики	
	
     
    
        
        
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ 
ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
        
Проведено исследование применения квест-технологий в обучении говорению на среднем этапе изучения английского языка. 
Дается определение квест-технологий как интерактивного метода обучения, влияющего на мотивацию школьников. 
Выявляется значимость квестов для формирования коммуникативных компетенций и повышения  
вовлеченности учащихся в учебный процесс. Оценивается наличие квест-технологий  
в учебнике Spotlight, рассматриваются примеры заданий  
и их соответствие квест-формату.
	
	Ключевые слова: квест-технологии, образование, технологии, дидактический материал,  
преподавание английского языка	
	
     
    
        
        
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ  
ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
        
Рассмотрены особенности пейзажной лирики. Сделаны выводы по представлению её в программе и учебниках  
по литературному чтению образовательной системы «Школа России». В целях совершенствования  
процесса изучения поэзии о природе в начальной школе предложен комплекс заданий,  
определена последовательность включения их в систему  
уроков по литературному чтению.
	
	Ключевые слова: пейзажная лирика, особенности пейзажной лирики, трудности восприятия младшими школьниками, 
методы изучения, восприятие природы, эмоциональное развитие	
	
     
    
        
        
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА  
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФО- 
МОТОРНОГО НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ  
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
        
Представлен обзор различных видов и техник японского искусства как средства формирования основных компонентов 
графо-моторного навыка письма у младших школьников с нарушениями письменной речи.
	
	Ключевые слова: логопедическая работа, младший школьный возраст, письмо, графо-моторный навык,  
изобразительная деятельность, японское искусство	
	
     
    
        
        
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
        
Уделено внимание игровой деятельности как главному виду деятельности детей дошкольного возраста  
и ее значению в развитии навыков диалогической речи детей с задержкой психического развития.
	
	Ключевые слова: игра, диалогическая речь, задержка психического развития,  
дошкольники, игровая деятельность	
	
     
    
        
        
РОЛЬ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ  
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
        
Анализируется роль арт-технологии в развитии словаря у детей с общим недоразвитием речи. Рассматривается 
взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также разбираются особенности изобразительной  
деятельности у детей с речевыми нарушениями. Выделяются преимущества работы  
с арт-технологией. Определяется практическое применение графического  
планшета в развитии словаря у младших школьников  
с общим недоразвитием речи III уровня.
	
	Ключевые слова: младшие школьники, арт-технология, общее недоразвитие речи,  
развитие словаря, графический планшет, мелкая моторика, рисование	
	
     
    
        
        
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ 
ШКОЛЬНИКАМИ СИНОНИМОВ
        
Рассматривается понятие «синоним» с точки зрения различных подходов и характеризуется типология данных 
лексических единиц. Описывается представленность синонимов в учебниках начальной школы по русскому языку. 
Анализируется проведенное автором диагностическое исследование по выявлению уровня освоения  
младшими школьниками синонимов. Предлагаются необходимые методические  
рекомендации для педагога.
	
	Ключевые слова: понятие «синоним», речевое развитие младших школьников,  
обогащение словарного запаса, типология синонимов, диагностическое  
исследование, методические рекомендации	
	
     
    
        
        
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ  
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
        
Рассматривается использование возможных интерактивных методов обучения в разных классах на уроках биологии  
и выявляется их эффективность. Исследованы результаты проводимого анкетирования среди учителей  
биологии и учащихся в МОУ «Гимназия № 8 Красноармейского района города Волгограда».
	
	Ключевые слова: интерактивные методы обучения, биология, эффективность обучения биологии,  
мотивация учащихся, активные методы обучения	
	
     
    
        
        
ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  
ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
        
Представлены некоторые результаты исследования формирования у младших школьников навыка осмысленного  
чтения литературных (В. и Я. Гримм) и фольклорных сказок (английская и русская народные сказки)  
в процессе сопоставительного анализа произведений.
	
	Ключевые слова: художественные произведения, фольклор, литература,  
сопоставительный анализ, урок литературного чтения,  
младшие школьники	
	
     
    
        
        
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ 
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
        
Рассмотрены особенности развития графомоторных навыков дошкольников. Изучены труды отечественных  
педагогов по вопросам развития графомоторных навыков дошкольников с ЗПР. Приведен перечень игр,  
которые способствуют формированию графомоторных навыков детей  
с задержкой психического развития.
	
	Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, графомоторные навыки,  
мелкая моторика, педагог-дефектолог, дидактические игры	
	
     
    
        
        
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ  
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
        
Рассматриваются особенности организации экскурсии в образовательном процессе по основам безопасности  
и защиты Родины. Представлена разработка урока-экскурсии для обучающихся 8-го класса  
по курсу ОБЗР в рамках модуля «Безопасность в природной среде».
	
	Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, экскурсия, школьники,  
форма обучения, автономное существование в природе	
	
     
    
        
        
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ  
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
        
Дается определение коммуникативных навыков. Рассматриваются особенности развития коммуникативных  
навыков у слабослышащих школьников. Раскрываются способы формирования данного навыка  
и умения у данной категории детей на уроках математики.
	
	Ключевые слова: развитие детей с ОВЗ, коммуникативные навыки, слабослышащие школьники,  
уроки математики, интерактивные технологии, жестовый язык,  
инклюзивное образование	
	
     
    
         
        
    
    
Филологические науки
        
        
ФУНКЦИИ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ  
В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ МАССМЕДИЙНЫХ ТЕКСТАХ
        
Представлены различные подходы к определению понятия «эвфемизм». Выявлены основные функции и языковые  
средства выражения эвфемизмов. На основе анализа немецких массмедийных текстов, посвященных  
экономическим и социальным проблемам, определены функции  
и средства выражения эвфемизмов.
	
	Ключевые слова: эвфемизм, функции, языковые средства выражения,  
классификация, немецкие СМИ, статья	
	
     
    
        
        
ФУНКЦИИ СРАВНЕНИЙ В РОМАНЕ Б. КЕЛЛЕРМАНА «ДЕВЯТОЕ НОЯБРЯ»
        
 Выявлены основные функции сравнения как стилистического приема на материале романа Б. Келлермана «Девятое 
ноября», к ним относятся экспрессивная, художественно-выразительная и характерологическая функции.  
Их реализация в романе направлена на характеристику его персонажей,  
в целом самой идеи данного произведения.
	
	Ключевые слова: роман, стилистический прием, функция, сравнение, эпитет	
	
     
    
        
        
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК В. ЧЕРКЕСОВА «ЖИВЫЕ ОБЕЛИСКИ»:  
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
        
Статья посвящена поэтическому сборнику В.Н. Черкесова «Живые обелиски». В исследовании проанализировано 
содержательное наполнение и композиционное своеобразие книги, тема которой  
выстраивается вокруг образа Великой Отечественной войны.
	
	Ключевые слова: В.Н. Черкесов, сборник «Живые обелиски», Великая Отечественная война,  
композиция, память	
	
     
    
        
        
ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННОЙ  
СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИСПАНИИ  
(на материале социальной рекламы по теме «окружающая среда»)
        
Анализируются понятия «социальная реклама» и «социальный маркетинг». Показаны результаты исследования языкового 
своеобразия социальной рекламы по тематике «окружающая среда». Выявлены стилистические средства лексического 
уровня, такие как метафора, олицетворение, эпитет, лексический повтор, лексическая анафора, лексическая  
эпифора и синтаксического уровня, такие как инверсия, перечисление, эллипсис. Проанализированы  
случаи употребления конструкции estar+gerundio и повелительного  
наклонения в текстах рекламы.
	
	Ключевые слова: испанский язык, социальная реклама, тематика, окружающая среда,  
экология, испанская социальная реклама	
	
     
    
        
        
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА И ФИГУРЫ РЕЧИ В НЕМЕЦКИХ ИНТЕРВЬЮ 
(прагмастилистический аспект)
        
Определены особенности использования эмоционально-оценочной лексики в современных немецких интервью. Выявлены 
наиболее частотные фигуры речи в представленном материале, к ним относятся метафора, эпитет, олицетворение, 
антитеза, антифразис, перифраз, сравнение и сравнительные обороты. Установленный лингвистический  
факт объясняется значительным прагматическим потенциалом указанных фигур речи.
	
	Ключевые слова: оценка, жанр, интервью, текст, стилистические средства, эмоционально-оценочная лексика	
	
     
    
        
        
РОЛЬ СРАВНЕНИЙ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ  
В РАССКАЗЕ А. ГРИНА «КРЫСОЛОВ»*
        
В рассказе А. Грина «Крысолов» сравнения используются как средство изображения воздействия экстремальной социально 
обусловленной ситуации (постреволюционной разрухи) на индивида с тонкой душевной организацией, осознающего свое 
одиночество и бессилие, не умеющего и не желающего поступаться своими ценностями ради простого выживания.
 Ключевые слова: 
	
	Ключевые слова: художественный текст, А. Грин, «Крысолов», сравнение, повествователь	
	
     
    
         
        
    
    
Биологические науки
        
        
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ  
КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
        
Рассматривается вопрос организации правильного питания в школе. Представлены методики  
определения качества питания школьников, такие как родительские комиссии,  
бракеражные комиссии, мониторинг отходов и потерь.
	
	Ключевые слова: организация школьного питания, сбалансированное питание, санитарно-эпидемиологические нормы, 
контроль школьного питания, режим питания, родительская комиссия, система анализа  
опасностей и критических контрольных точек	
	
     
    
         
        
    
    
Географические науки
        
        
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ  
И ГЕОПОЛИТИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
        
Анализируется процесс деглобализации как ключевой феномен современной мировой экономики. Представлены критерии 
разграничения процессов глобализации в деглобализации. Изучаются процессы деглобализации и их проявления  
в российской экономике и геополитике. Детально рассматриваются деглобализационные трансформации  
в международной торговле Российской Федерации. Обострение геополитических конфликтов,  
протекционизм, пандемия COVID-19, происходящая Специальная военная операция  
выделены как катализаторы процесса.
	
	Ключевые слова: глобализация, деглобализация, международная торговля, экспорт, импорт	
	
     
    
         
        
    
    
Исторические науки
        
        
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛИНГРАДА В 1941–1945 ГГ.
        
Характеризуется состояние оборонной промышленности Сталинграда на момент начала Великой Отечественной войны. 
Освещаются становление и развитие, основные черты Сталинградского комплекса заводов гражданского и оборонного 
значения, удовлетворяющих потребности советской армии, в течении всей войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. 
Выявляется полный перечень военной продукции, изготавливающийся на предприятиях города.
	
	Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, Сталинград, Великая Отечественная война,  
танкостроение, артиллерийское производство, судостроение, авиастроение,  
Сталинград в Великой Отечественной войне	
	
     
    
         
        
    
    
Экономические науки
        
        
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ: 
ВАЛЮТНОГО РЫНКА И РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
        
Статья посвящена анализу деятельности Центрального Банка Российской Федерации в сфере управления финансовым 
рынком России. Рассматриваются его функции, полномочия в области регулирования валютного рынка и рынка  
ценных бумаг. Описываются перспективы развития финансового рынка России в условиях американских  
и европейских санкций. Практическую основу статьи составляют примеры и модели  
развития данных рынков, отраженные в концепциях Банка России  
по развитию финансового рынка России.
	
	Ключевые слова: валютный рынок, рынок ценных бумаг, финансовый рынок,  
Центральный Банк Российской Федерации, блокирующие санкции