Выходные данные:
4(63)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Педагогические науки
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается значение зрительной памяти младших школьников, способствующей эффективному усвоению учебной
информации и формированию аналитических умений в процессе обучения. Показано, что развитие зрительной
памяти может быть достигнуто посредством методов визуализации и игровых упражнений
в образовательном процессе. Приведены примеры эффективных упражнений и игр,
направленных на развитие различных аспектов памяти.
Ключевые слова: зрительная память, начальная школа, когнитивные способности,
игровые упражнения, формы и методы
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНЕМАТОГРАФА
О СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ В ШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Поднимается вопрос актуальности применения наглядных методов обучения в рамках школьного образовательного
процесса на примере зарубежного кинематографа о Сталинградской битве. Рассматриваются трудности,
связанные с применением кинематографа в образовательных целях, также описываются особенности
применения каждой из представленных кинокартин. Была разработана методика
применения зарубежного кинематографа на школьных уроках истории.
Ключевые слова: наглядные методы обучения, кинематограф, зарубежный кинематограф,
фильмы на уроках истории, история, методы преподавания истории
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Освещается проблема научно-методического сопровождения учителей начальных классов по формированию
ключевых компонентов функциональной грамотности младших школьников. Описываются
направления сопровождения, эффективные формы и методы.
Ключевые слова: функциональная грамотность, компоненты функциональной грамотности,
младшие школьники, сопровождение учителей, научно-методическое сопровождение
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Рассматривается применение игровых технологий во внеурочной деятельности по предмету ОБЗР в общеобразовательной
организации как эффективного средства повышения познавательной активности обучающихся и формирования
у них личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, игровые технологии, внеурочная деятельность,
познавательная активность, универсальные учебные действия, навыки безопасного поведения
ФУНКЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Раскрыта сущность народных художественных традиций, проявляющаяся в её функциях. Показана значимость
народных художественные традиций в аспекте использования их в образовательном процессе
начальной школы. Раскрыты функции народных художественных традиций.
Ключевые слова: функции, народные художественные традиции,
образовательный процесс, начальная школа, правовое сознание
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Изучение малых фольклорных жанров в начальной школе имеет обучающее, развивающее, воспитывающее значение.
Анализ учебников по литературному чтению УМК «Школа России» позволил сделать выводы о разнообразии
методики изучения малых фольклорных жанров, необходимости введения проектной деятельности.
В контексте изучения фольклора проекты позволяют младшим школьникам творчески
осваивать материал через создание книжек-малышек, аудиоальбома и инсценировки.
Экспериментальная работа подтвердила эффективность
предложенной методики.
Ключевые слова: малые фольклорные жанры, методы и приёмы изучения малых фольклорных жанров,
проектная деятельность, эксперимент, подтверждение предложенной методики
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ
ГОВОРЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
Проведено исследование применения квест-технологий в обучении говорению на среднем этапе изучения английского языка.
Дается определение квест-технологий как интерактивного метода обучения, влияющего на мотивацию школьников.
Выявляется значимость квестов для формирования коммуникативных компетенций и повышения
вовлеченности учащихся в учебный процесс. Оценивается наличие квест-технологий
в учебнике Spotlight, рассматриваются примеры заданий
и их соответствие квест-формату.
Ключевые слова: квест-технологии, образование, технологии, дидактический материал,
преподавание английского языка
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ
ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассмотрены особенности пейзажной лирики. Сделаны выводы по представлению её в программе и учебниках
по литературному чтению образовательной системы «Школа России». В целях совершенствования
процесса изучения поэзии о природе в начальной школе предложен комплекс заданий,
определена последовательность включения их в систему
уроков по литературному чтению.
Ключевые слова: пейзажная лирика, особенности пейзажной лирики, трудности восприятия младшими школьниками,
методы изучения, восприятие природы, эмоциональное развитие
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИК ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФО-
МОТОРНОГО НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен обзор различных видов и техник японского искусства как средства формирования основных компонентов
графо-моторного навыка письма у младших школьников с нарушениями письменной речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, младший школьный возраст, письмо, графо-моторный навык,
изобразительная деятельность, японское искусство
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уделено внимание игровой деятельности как главному виду деятельности детей дошкольного возраста
и ее значению в развитии навыков диалогической речи детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: игра, диалогическая речь, задержка психического развития,
дошкольники, игровая деятельность
РОЛЬ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Анализируется роль арт-технологии в развитии словаря у детей с общим недоразвитием речи. Рассматривается
взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также разбираются особенности изобразительной
деятельности у детей с речевыми нарушениями. Выделяются преимущества работы
с арт-технологией. Определяется практическое применение графического
планшета в развитии словаря у младших школьников
с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: младшие школьники, арт-технология, общее недоразвитие речи,
развитие словаря, графический планшет, мелкая моторика, рисование
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ СИНОНИМОВ
Рассматривается понятие «синоним» с точки зрения различных подходов и характеризуется типология данных
лексических единиц. Описывается представленность синонимов в учебниках начальной школы по русскому языку.
Анализируется проведенное автором диагностическое исследование по выявлению уровня освоения
младшими школьниками синонимов. Предлагаются необходимые методические
рекомендации для педагога.
Ключевые слова: понятие «синоним», речевое развитие младших школьников,
обогащение словарного запаса, типология синонимов, диагностическое
исследование, методические рекомендации
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Рассматривается использование возможных интерактивных методов обучения в разных классах на уроках биологии
и выявляется их эффективность. Исследованы результаты проводимого анкетирования среди учителей
биологии и учащихся в МОУ «Гимназия № 8 Красноармейского района города Волгограда».
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, биология, эффективность обучения биологии,
мотивация учащихся, активные методы обучения
ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Представлены некоторые результаты исследования формирования у младших школьников навыка осмысленного
чтения литературных (В. и Я. Гримм) и фольклорных сказок (английская и русская народные сказки)
в процессе сопоставительного анализа произведений.
Ключевые слова: художественные произведения, фольклор, литература,
сопоставительный анализ, урок литературного чтения,
младшие школьники
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Рассмотрены особенности развития графомоторных навыков дошкольников. Изучены труды отечественных
педагогов по вопросам развития графомоторных навыков дошкольников с ЗПР. Приведен перечень игр,
которые способствуют формированию графомоторных навыков детей
с задержкой психического развития.
Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, графомоторные навыки,
мелкая моторика, педагог-дефектолог, дидактические игры
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ
Рассматриваются особенности организации экскурсии в образовательном процессе по основам безопасности
и защиты Родины. Представлена разработка урока-экскурсии для обучающихся 8-го класса
по курсу ОБЗР в рамках модуля «Безопасность в природной среде».
Ключевые слова: основы безопасности и защиты Родины, экскурсия, школьники,
форма обучения, автономное существование в природе
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дается определение коммуникативных навыков. Рассматриваются особенности развития коммуникативных
навыков у слабослышащих школьников. Раскрываются способы формирования данного навыка
и умения у данной категории детей на уроках математики.
Ключевые слова: развитие детей с ОВЗ, коммуникативные навыки, слабослышащие школьники,
уроки математики, интерактивные технологии, жестовый язык,
инклюзивное образование
Филологические науки
ФУНКЦИИ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ
В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ МАССМЕДИЙНЫХ ТЕКСТАХ
Представлены различные подходы к определению понятия «эвфемизм». Выявлены основные функции и языковые
средства выражения эвфемизмов. На основе анализа немецких массмедийных текстов, посвященных
экономическим и социальным проблемам, определены функции
и средства выражения эвфемизмов.
Ключевые слова: эвфемизм, функции, языковые средства выражения,
классификация, немецкие СМИ, статья
ФУНКЦИИ СРАВНЕНИЙ В РОМАНЕ Б. КЕЛЛЕРМАНА «ДЕВЯТОЕ НОЯБРЯ»
Выявлены основные функции сравнения как стилистического приема на материале романа Б. Келлермана «Девятое
ноября», к ним относятся экспрессивная, художественно-выразительная и характерологическая функции.
Их реализация в романе направлена на характеристику его персонажей,
в целом самой идеи данного произведения.
Ключевые слова: роман, стилистический прием, функция, сравнение, эпитет
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК В. ЧЕРКЕСОВА «ЖИВЫЕ ОБЕЛИСКИ»:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО
Статья посвящена поэтическому сборнику В.Н. Черкесова «Живые обелиски». В исследовании проанализировано
содержательное наполнение и композиционное своеобразие книги, тема которой
выстраивается вокруг образа Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: В.Н. Черкесов, сборник «Живые обелиски», Великая Отечественная война,
композиция, память
ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИСПАНИИ
(на материале социальной рекламы по теме «окружающая среда»)
Анализируются понятия «социальная реклама» и «социальный маркетинг». Показаны результаты исследования языкового
своеобразия социальной рекламы по тематике «окружающая среда». Выявлены стилистические средства лексического
уровня, такие как метафора, олицетворение, эпитет, лексический повтор, лексическая анафора, лексическая
эпифора и синтаксического уровня, такие как инверсия, перечисление, эллипсис. Проанализированы
случаи употребления конструкции estar+gerundio и повелительного
наклонения в текстах рекламы.
Ключевые слова: испанский язык, социальная реклама, тематика, окружающая среда,
экология, испанская социальная реклама
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА И ФИГУРЫ РЕЧИ В НЕМЕЦКИХ ИНТЕРВЬЮ
(прагмастилистический аспект)
Определены особенности использования эмоционально-оценочной лексики в современных немецких интервью. Выявлены
наиболее частотные фигуры речи в представленном материале, к ним относятся метафора, эпитет, олицетворение,
антитеза, антифразис, перифраз, сравнение и сравнительные обороты. Установленный лингвистический
факт объясняется значительным прагматическим потенциалом указанных фигур речи.
Ключевые слова: оценка, жанр, интервью, текст, стилистические средства, эмоционально-оценочная лексика
РОЛЬ СРАВНЕНИЙ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ
В РАССКАЗЕ А. ГРИНА «КРЫСОЛОВ»*
В рассказе А. Грина «Крысолов» сравнения используются как средство изображения воздействия экстремальной социально
обусловленной ситуации (постреволюционной разрухи) на индивида с тонкой душевной организацией, осознающего свое
одиночество и бессилие, не умеющего и не желающего поступаться своими ценностями ради простого выживания.
Ключевые слова:
Ключевые слова: художественный текст, А. Грин, «Крысолов», сравнение, повествователь
Биологические науки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КАЧЕСТВА ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Рассматривается вопрос организации правильного питания в школе. Представлены методики
определения качества питания школьников, такие как родительские комиссии,
бракеражные комиссии, мониторинг отходов и потерь.
Ключевые слова: организация школьного питания, сбалансированное питание, санитарно-эпидемиологические нормы,
контроль школьного питания, режим питания, родительская комиссия, система анализа
опасностей и критических контрольных точек
Географические науки
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
И ГЕОПОЛИТИКЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Анализируется процесс деглобализации как ключевой феномен современной мировой экономики. Представлены критерии
разграничения процессов глобализации в деглобализации. Изучаются процессы деглобализации и их проявления
в российской экономике и геополитике. Детально рассматриваются деглобализационные трансформации
в международной торговле Российской Федерации. Обострение геополитических конфликтов,
протекционизм, пандемия COVID-19, происходящая Специальная военная операция
выделены как катализаторы процесса.
Ключевые слова: глобализация, деглобализация, международная торговля, экспорт, импорт
Исторические науки
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛИНГРАДА В 1941–1945 ГГ.
Характеризуется состояние оборонной промышленности Сталинграда на момент начала Великой Отечественной войны.
Освещаются становление и развитие, основные черты Сталинградского комплекса заводов гражданского и оборонного
значения, удовлетворяющих потребности советской армии, в течении всей войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.
Выявляется полный перечень военной продукции, изготавливающийся на предприятиях города.
Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, Сталинград, Великая Отечественная война,
танкостроение, артиллерийское производство, судостроение, авиастроение,
Сталинград в Великой Отечественной войне
Экономические науки
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ:
ВАЛЮТНОГО РЫНКА И РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья посвящена анализу деятельности Центрального Банка Российской Федерации в сфере управления финансовым
рынком России. Рассматриваются его функции, полномочия в области регулирования валютного рынка и рынка
ценных бумаг. Описываются перспективы развития финансового рынка России в условиях американских
и европейских санкций. Практическую основу статьи составляют примеры и модели
развития данных рынков, отраженные в концепциях Банка России
по развитию финансового рынка России.
Ключевые слова: валютный рынок, рынок ценных бумаг, финансовый рынок,
Центральный Банк Российской Федерации, блокирующие санкции