Выходные данные:
2(61)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Русский язык – язык Победы»
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ СИНТАКСИСУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Анализируются особенности использования геймификации при изучении синтаксиса. Характеризуются основные онлайн-платформы для реализации игровых технологий. Рассматривается специфика применения
геймификации на уроках русского языка.
Ключевые слова: геймификация, русский язык, обучение, игровые технологии, синтаксис, онлайн-платформы
СРАВНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ
Проводится сопоставительный анализ пословиц и поговорок разных народов России, выявляются черты
сходства и различия между ними. Изучаются национальный характер, традиции и культуры
разных этносов, вербализованные в фольклорных текстах.
Ключевые слова: пословица, анализ пословиц, фольклор народов России, культура этносов
ФОНИКА РУССКОЙ РЕКЛАМЫ
Исследуются особенности публичной речи, влияющие на стилистику рекламы как жанра публичной речи.
Анализируются фоностилистические языковые средства, которые обладают наибольшей частотностью в рекламе.
Ключевые слова: публичная речь, реклама, фигура речи, звуковая организация, типовой адресат
ОСОБЕННОСТИ ГОВОРА С. ВЕРХНЕПОГРОМНОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются фонетические, грамматические и лексические особенности говора с. Верхнепогромного Волгоградской области на современном этапе развития. Материал собран автором самостоятельно во время прохождения диалектологической практики. Анализируются лексические единицы верхнепогроменского говора и других лексикографических источников. Отмечается в рассматриваемом говоре значительное число лексики, зафиксированной с подобным значением и в других русских диалектах, а также бытование уникальных лексических единиц, которые не зафиксированы в других русских говорах и литературном языке.
Ключевые слова: диалект, говор, диалектная лексика, фонетические процессы, грамматические особенности
ДИНАМИКА ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В СМИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
Рассматривается динамика языковых норм языка СМИ. Исследуются тексты средств массовой информации.
Проводится анализ часто используемых в последние десять лет тенденций.
Ключевые слова: язык СМИ, динамика, разговорная лексика, фразеология, языковая игра
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ПОЭЗИИ XX В.
Рассматриваются арабизмы-экзотизмы, а именно заимствованные слова конфессиональной тематической группы в отечественной поэзии XX столетия. Отмечается частотность употребления лексемы ‘Аллах’.
Прослеживаются случаи негативных оценочных контекстуальных приращений, таких как ‘ислам’, ‘мулла’.
Ключевые слова: заимствование, экзотизм, арабизм, конфессиональная лексика, отечественная поэзия XX в.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВТОРА В СТИХАХ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО,
ПОЛОЖЕННЫХ НА МУЗЫКУ
Выявляется стилистическая специфика произведений Р.И. Рождественского, положенных на музыку. Определяются особенности фигур прибавления на материале исследования; характеризуются индивидуально-авторские тенденции использования повтора и их связь с гармонической картиной художественного текста.
Ключевые слова: стилистические особенности, экспрессивный синтаксис, песни, Р.И. Рождественский,
средства выразительности, фигуры прибавления, повтор, поэтический текст
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ПРИЧАСТИЙ
Предлагается алгоритм применения технологии развития критического мышления при работе над грамматическими свойствами причастий в 7-м классе. Отмечается, что она позволяет обеспечить успешное усвоение знаний учениками по рассматриваемой теме, повышает их мотивацию, способствует развитию
творческих способностей, познавательного интереса, коммуникативных и мыслительных навыков обучающихся.
Ключевые слова: причастие, грамматические свойства, технология развития критического мышления,
обучающиеся, русский язык, глагол, прилагательное
ВАРЬИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ МЕЖДОМЕТИЙ В РУССКИХ ГОВОРАХ
Рассматривается варьирование структурной и семантической составляющей эмоциональных междометий русских говоров на примере некоторых лексем, отобранных из словарей русских диалектов. Описываются интересные случаи структурного и семантического варьирования указанной группы междометий.
Ключевые слова: эмоциональные междометия, семантика, значение, звук, эмоция
Исторические науки
ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1930–1941 ГГ.
Освещается комплекс военной промышленности в регионе Нижнего Поволжья, который был сформирован в период с начала 1930-х гг. до 22 июня 1941 г. Дается характеристика основным оборонным предприятиям региона, приводится перечень военной продукции, производимой комплексом военных предприятий. Выявляется потенциал использования подготовленной производственной базы для развертывания
военного производства, в том числе, во время Великой Отечественной Войны.
Ключевые слова: военно-промышленный комплекс, военная промышленность Сталинграда, военная промышленность Астрахани, военная промышленность Саратова, судостроение, авиастроение, производство артиллерии, военно-промышленный потенциал Нижнего Поволжья
ОТОБРАЖЕНИЕ РЕАЛИЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Проводится анализ зарубежного кинематографа с целью выявления особенностей взглядов киносообщества
о Сталинградской битве. Приводится разоблачение дезинформации, которая содержится в кинолентах.
Выявляется идеологическая составляющая, присущая зарубежным фильмам, дается характеристика её изменения в исторической перспективе.
Ключевые слова: зарубежный кинематограф, Сталинградская битва, зарубежное кино о Второй Мировой войне, Сталинград в зарубежной культуре, идеологическое кино
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ФРАНЦУЗСКУЮ: АНАЛИЗ
ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Подчеркивается, что Американская революция сосредоточилась на юридическом признании прав личности
и реформировании социальных институтов, что четко отражено в Декларации независимости США.
Автор статьи анализирует исторические источники и приводит мнения различных историков
о степени влияния американского опыта на Французскую революцию, что в историографии
является предметом дискуссий. Анализируется переписка французского банкира Жозефа Мандрильона и Джорджа Вашингтона. Особое внимание уделяется переписке между маркизом де Лафайетом
и Джорджем Вашингтоном.
Ключевые слова: Американская революция, Французская революция, Дж. Вашингтон, США, Декларация независимости США, Ж. Лафайет
НАТЕЛЬНЫЕ ИКОНКИ РУССКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
Проводится анализ особенностей различных иконок XIII–XIV вв., найденных на золотоордынских городищах
Нижнего Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Описывается технология их изготовления,
даются некоторые характеристики жизни русского населения Улуса Джучи.
Ключевые слова: Улус Джучи, нательная иконка, техника, композиция, святой
Искусствоведение
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СОБРАНИИ САМАРСКОГО
ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ. ОФОРТ
Актуальность исследования определена потребностью в изучении регионального искусства Самарского края, в частности печатной графики. Степень изученности проблемы невелика. Несмотря на обширные исследования развития художественной жизни в регионе, о художниках-графиках Самарского края известно гораздо меньше, чем о художниках-живописцах. Новизна исследования состоит в определении круга самарских художников-графиков, работавших в техниках глубокой печати на основе коллекции
Самарского областного художественного музея. Проведен анализ технических предпочтений мастеров печатной графики региона в период с 1930 по 2024 гг.
Ключевые слова: печатная графика, глубокая печать, офорт, акватинта, сухая игла, Самара, Куйбышев, Самарский областной художественный музей
Методика дошкольного и начального образования
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ О ПРОСТОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Представлены и проанализированы результаты диагностической работы, направленной на выявление уровня
сформированности знаний по изучению простого предложения на уроках русского языка в начальной школе.
Анализ результатов исследования позволяет понять причины трудностей, с которыми
сталкиваются младшие школьники при освоении простого предложения.
Ключевые слова: простое предложение, изучение простого предложения, младшие школьники,
экспериментальное исследование, диагностика, урок русского языка
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ
ЗАДАЧ «НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ»
Рассматривается методическая проблема формирования умений младших школьников в решении простых и составных задач с тройкой пропорциональных величин: производительность, время работы и работа. Предлагается авторская модель поэтапного обучения решению текстовых задач «на производительность» в начальной школе и проект знакомства младших школьников с основными понятиями темы.
Ключевые слова: учитель, работа, производительность, текстовая задача, младший школьник, этап обучения
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НОВЫЙ АСПЕКТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обозначены основные причины возникновения потребности в информационных технологиях в начальной школе. Определено понятие «цифровая грамотность» и описаны её компоненты. Представлены результаты апробации покомпонентной диагностики цифровой грамотности обучающихся 2-го класса. Охарактеризованы три уровня сформированности цифровой грамотности младших школьников экспериментального класса.
Ключевые слова:
Ключевые слова: учитель, цифровая грамотность, младший школьник, цифровые компетенции,
критерии цифровой грамотности, диагностика
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ
Рассматривается методическая проблема формирования навыка устных вычислений у младшеклассников.
Автор проводит анализ проблемы в свете требований современного образовательного стандарта,
отмечает условия формирования навыка и виды деятельности учащихся, способствующие этому.
Ключевые слова: устные вычисления, навык, стандарт, младший школьник, виды деятельности
РАБОТА НАД ДИАЛЕКТНЫМИ ОШИБКАМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассматривается проблема работы с диалектными ошибками в начальной школе, анализируются её этапы.
Прослеживаются пути взаимодействия в данной работе семьи и школы.
Ключевые слова: диалектная картина мира, диалектизмы, диалектные ошибки, литературный язык, орфоэпические и орфографические упражнения
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Обращается внимание на необходимость формирования монологической речи младших школьников. Характеризуются типы текстов. Анализируются учебники по русскому языку для начальной школы в свете представленности в них материала по формированию монологического высказывания. Указывается на недостатки, предлагаются пути расширения работы по развитию монологической речи младших школьников.
Ключевые слова: монолог, функционально-смысловые типы речи, овладение монологическим высказыванием, тема высказывания, план высказывания
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается важность фонетико-графической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Подчеркивается роль фонетико-графического анализа как неотъемлемой части обучения учащихся
работе над связью между звуками и буквами. Осуществляется анализ ФГОС НОО, ФРП НОО и учебников УМК «Школа России» по русскому языку. Описывается алгоритм звуко-буквенного разбора.
Ключевые слова: фонетико-графический анализ, звуко-буквенный разбор, фонематическое восприятие, умение различать звуки и буквы
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ФОРМИРОВАНИЯ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается орфографическая грамотность как один из критериев формирования письменной речи у младших школьников. Подробно описана одна из распространённых форм нарушений письма «дисграфия».
Представлены разные способы классификации дисграфических ошибок.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, дисграфия, младшие школьники, письменная речь, нарушение письма, навык письма
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФРАЗЕОЛОГИЕЙ
Раскрывается необходимость ознакомления младших школьников с фразеологизмами. Описываются подходы к словарной работе с фразеологизмами. Предлагаются задания, которые, на наш взгляд, помогут
школьникам освоить фразеологическое значение, без труда употреблять фразеологизмы в речи.
Ключевые слова: фразеологизмы, пословицы, поговорки, ознакомление с фразеологией,
фразеологические словари
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Рассматриваются трудности в развитии речи младших школьников. Раскрывается потенциал имён прилагательных в развитии речи. Обращается внимание на материал учебников для начальной школы (УМК «Школа России»). Представлены рекомендации для совершенствования работы по развитию речи учеников
при использовании имён прилагательных.
Ключевые слова: развитие речи, признаки имён прилагательных, семантико-грамматические разряды имён
прилагательных, УМК «Школа России», материал учебников, рекомендации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается применение дидактических игр на уроках русского языка, которое приводит
к повышению орфографической грамотности младших школьников.
Ключевые слова: орфография, орфографический навык, дидактические игры, анализ программы, младшие школьники
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Показана роль математических задач на основе краеведческого материала в образовании младших школьников, формировании познавательного интереса и патриотическом воспитании учащихся. Автором
представлены примеры математических задач для начальной школы с использованием краеведческого материала Волгоградской области.
Ключевые слова: математика, краеведение, краеведческие задачи, начальная школа, познавательный интерес
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассматривается понятие «орфографическая зоркость» и возможность работы с текстом при формировании
орфографической зоркости. Анализируются результаты исследования развития орфографической
зоркости младших школьников при работе с текстом на уроках русского языка. Дано описание
эффективных форм работы с текстом, подтвержденным экспериментально.
Ключевые слова: младшие школьники, орфографическая зоркость, текст, урок русского языка, опытно-экспериментальное исследование
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Рассматриваются методы и приемы, способствующие формированию логических умений в процессе обучения. Анализируются существующие педагогические технологии, направленные на развитие логического мышления, и отражаются их результаты на образовательный процесс.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, методы, приемы, формы, младший школьник, познавательные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, предмет «Окружающий мир»
Педагогические науки
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Рассматривается эффективность метода проекта на уроках географии как средства развития метапредметных результатов у подростков в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Представляется вариант проекта для учеников 6-х классов по теме: «Климат родного города». Приведены результаты диагностики, направленной на определение уровня вовлеченности обучающихся в проектную деятельность по географии.
Ключевые слова: интерактивные методы, метод проектов, проектная деятельность, подростки, метапредметные результаты, география
ЗАГАДКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматриваются загадки, как средство для развития описательной речи у старших дошкольников с ОНР. Рассмотрены особенности загадки как средства развития речи и мышления. Анализируется опыт использования загадок в логопедической работе по развитию связной речи. На основе данных, полученных в результате первичной диагностики детей, разработана и кратко представлена система коррекционно-логопедического воздействия, доказана эффективность ее применения. Статья будет полезна специалистам в области логопедии, педагогики и психологии.
Ключевые слова: описательная речь, связная речь, дети с общим недоразвитием речи, коммуникация, загадки
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Представлены результаты изучения особенностей работы педагога с трудными подростками, где респондентами выступали обучающиеся МОУ «Гимназия № 1 Центрального района Волгограда», а также их классный руководитель. Нами было выявлено количество обучающихся, которые относятся к категории
«трудных подростков», а также было изучено содержание работы педагога с такими обучающимися, которое включает в себя комплексное воздействие на подростка через различные методы, приёмы и формы, используемые педагогом на основе своего профессионального опыта.
Ключевые слова: трудный подросток, младший подросток, работа педагога, подростковый возраст, методы работы
Психологические науки
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ
Рассматриваются особенности учебной мотивации младших школьников, связь мотивации и академической успешности. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации к изучению иностранного языка и успешности по данному предмету у учащихся 4 –х классов.
Ключевые слова: учебная мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, младшие школьники, академическая успешность, иностранный язык
Филологические науки
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ И ЗАГОЛОВКОВ (на материале французских журналов)
Данная статья посвящена стилистическому анализу языкового оформления рекламного текста, в частности
его составляющих – слогана и заголовка. Исследование проводится на материале рекламных текстов,
взятых из франкоязычных журналов, ориентированных на женскую аудиторию. Проведенный
анализ слоганов и заголовков позволяет выявить стилистические особенности «женской»
рекламы, а также понять, каким образом выбор языковых средств влияет на ее результативность.
Ключевые слова: коммерческая реклама, слоган, заголовок, гендер, стилистические особенности, грамматические особенности