Общая педагогика
Готовность педагогов общеобразовательных школ к обучению детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии
Раскрывается вопрос отношения педагогов к процессу инклюзии и возможным трудностям при осуществлении
инклюзивной практики. Описываются результаты исследования, направленного на выявление готовности
педагогов к включенному обучению детей с ОВЗ.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, готовность педагогов общеобразовательных школ, обучающие
с особыми образовательными потребностями, педагоги инклюзивных классов,
инклюзивная культура педагога
Моделирование интерактивных методов обучения старшеклассников
Обосновывается недостаточность традиционного подхода к уровню подготовки выпускника современной средней
общеобразовательной школы; предлагается идея инновационного подхода к интерактивному обучению
в старшей школе на основе уже имеющихся приемов обучения.
Ключевые слова: Инновации, интерактивный метод обучения, интеракция, кейс-метод,
свободноплавающая дискуссия, дискурсия, траблшутинг.
Педагогика дошкольного и начального образования
Психолого-педагогические условия развития свойств внимания в начальной школе
Рассматриваются особенности свойств внимания младших школьников, психолого-педагогические условия их развития.
Приводятся данные эмпирического исследования по сравнению устойчивости внимания с его объемом
у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младшие школьники, внимание, свойства внимания, объем внимания,
устойчивость внимания, условия развития свойств внимания
Психолого – педагогические условия развития умственных творческих способностей младших школьников
Анализируются умственные творческие способности и описываются условия их развития
у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: способности, творческие способности, умственные творческие способности,
младший школьный возраст.
Особенности формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к социальному миру
На основе анализа психолого-педагогических подходов исследователей в статье выделяются структурные компоненты
ценностных ориентаций и педагогические условия, способствующие эффективному формированию
ценностного отношения дошкольников к социальному миру.
Ключевые слова: ценностное отношение, ценностные ориентации, социальный мир, социализация, художественно-
эстетическая деятельность, игровая деятельность, театрализованная деятельность.
Возможности включения исторического материала на уроках математики в начальной школе
Раскрывается роль исторического материала в начальном математическом образовании, предлагаются методические
приемы включения исторического материала и ряд рекомендаций по включению исторического
материалом на уроках математики.
Ключевые слова: исторический материал в математике, математическая культура,
патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
Проектная деятельность как форма организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Рассматривается одно из приоритетных в настоящее время в соответствии с ФГОС ДО направлений деятельности
дошкольной образовательной организации – взаимодействие детского сада и семьи. Рассматриваются
возможности использования метода проектов как эффективной формы
взаимодействия дошкольной организации и семьи.
Ключевые слова: взаимодействие дошкольной организации с семьей, метод проектов,
совместная проектная деятельность, сотрудничество.
Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Раскрывается сущность познавательных универсальных учебных действий, суть и влияние дидактических
игр на их формирование. Представляются варианты дидактических игр, направленных
на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, игра,
игровая деятельность, дидактическая игра.
Модель научно-методического сопровождения организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
Анализируется проектная деятельность, ее роль в воспитательно-образовательном процессе. Рассматривается
компетентность педагогов и уровень их квалификации. Обосновывается необходимость методического
сопровождения организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: модель, методическое сопровождение, проектная деятельность,
педагогическая компетентность.
Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
Раскрывается проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Выявляются особенности, основные методы и подходы к определению творческих
способностей детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младший школьник, творческие способности, творческое мышление,
творческое воображение, развитие творческих способностей.
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Раскрываются особенности работы по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках
литературного чтения. Раскрываются воспитательные возможности учебных книг
по начальному литературному образованию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, любовь к Родине, русская природа, защитники Отечества
Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста
Рассматривается формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, созданию
предметно – пространственной развивающей среды в дошкольной организации, познавательно –
исследовательской деятельности, и одному из ее видов: детскому экспериментированию –
эффективному средству, способствующему формированию представлений
о мире природе у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: познавательно – исследовательская деятельность, экспериментирование, предметно – пространственная
развивающая среда, исследовательское поведение, поисковая активность.
Гендерные особенности темперамента младшего школьника
В исследовании приводятся данные экспериментального исследования гендерных различий
темперамента младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, темперамент, темпераментальные особенности, гендер.
Особенности детско-родительских отношений
младшего школьника
Анализируются различные подходы к понятию «детско-родительские отношения», представляются результаты
эмпирического исследования особенностей восприятия матерями своих отношений
с детьми – младшими школьниками.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, воспитательный стиль,
родительское отношение, семья, стиль отношений с детьми.
Имена собственные как средство формирования литературных представлений у младших школьников
Представлены результаты ономастического ассоциативного эксперимента – метода выявления сформированности
литературных представлений у младших школьников. Имя собственное рассматривается
как средство формирования литературных представлений.
Ключевые слова: ономастический ассоциативный эксперимент, имена собственные в литературных произведениях,
начальная школа, литературные представления.
Психология и социальная работа
Зависть как психологический феномен
Анализируется чувство зависти как психологический феномен. Рассматривается двойственная природа зависти:
«черная» и «белая», «злобная» и «незлобная», «депрессивная» и «восхищенная». Актуализируется
проблема осознания негативных переживаний личности
в контексте успешной – неуспешной деятельности.
Ключевые слова: зависть, «черная» зависть, «белая» зависть, соперничество,
самооценка, семантический подход, сравнение
Взаимосвязь уровня тревожности и социометрического статуса подростков в учебной группе
Представляются результаты исследования о взаимосвязи уровня тревожности подростков с их социометрическим
статусом в группе сверстников.
Ключевые слова: подросток, тревожность, ситуативная и личностная, уровень тревожности, межличностные
отношения, социометрический статус в группе, неформальный лидер, отвергаемый.
Личностный компонент в структуре готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена
Рассматривается проблема психологической готовности обучающихся к сдаче единого государственного экзамена,
описываются основные компоненты в структуре готовности.
Ключевые слова: психологическая готовность, познавательный компонент, эмоционально-личностный компонент,
процессуальный компонент, единый государственный экзамен, экзаменационный стресс,
самооценка, эмоциональное напряжение
Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевальной деятельности
Рассматриваются аспекты социальной работы среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Используются инновационные методы в технологии социальной реабилитации средствами
танцевальной деятельности. Кроме того, описываются этапы этой технологии.
Отражаются выводы исследования и практические рекомендации
по социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социальная работа, технология индивидуальной социальной работы, технология групповой социальной
работы, дети с ограниченными возможностями здоровья,
социальная служба
Внеурочная деятельность как средство социальной адаптации подростков
Теоретически обосновывается потенциал внеурочной деятельности в социальной адаптации подростков.
Рассматривается программа по социальной адаптации для обучающихся 8-го класса
на основе диагностики их социального интеллекта.
Ключевые слова: Ключевые слова: социальная адаптация подростков; внеурочная деятельность подростков; возрастные особенности
подростков; дезадаптация подростков; диагностика социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Социальная адаптация
Психолого-педагогические условия развития абстрактного мышления в начальной школе
Рассматриваются особенности абстрактного мышления в начальной школе, а также условия
его развития в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: абстрактное мышление, младший школьный возраст, условия развития
Воображение и его роль в учебной деятельности студентов
Характеризуется проблема взаимосвязи академической успешности студентов с уровнем развития воображения.
Ключевые слова: воображение, академическая успешность, студент, характеристики воображения,
учебная деятельность.
Здоровый образ жизни как фактор социальной адаптации пожилых людей к выходу на пенсию
Анализируются основные направления деятельности клуба пожилых людей Волгограда по пропаганде здорового образа
жизни, оценке потребностей пожилых людей в занятиях физической культурой
в рамках клубного объединения пожилых людей.
Ключевые слова: пожилые люди, социальная адаптация к выходу на пенсию, здоровье,
здоровый образ жизни, физическая культура, физическая активность
Психологические особенности эмоционального выгорания учителя
Анализируются результаты исследования эмоционального выгорания среди учителей, выявлены симптомы
и причины СЭВ, приведены некоторые профилактические рекомендации
по предотвращению формирования синдрома.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание учителя, эмоциональное истощение,
деперсонализация, редукция персональных достижений
Изучение отношения подростка к себе в ситуации взросления
Рассматриваются результаты исследования отношения подростка к себе в ситуации взросления
как сложное когнитивно-аффективное образование в структуре самосознания.
Ключевые слова: отношение к себе, подростки, чувство взрослости, самоотношение, самосознание,
самооценка, уровень притязания.
Нравственное воспитание младших школьников
Характеризуется значимость воспитания нравственных качеств у младшего школьника, раскрываются методы
и средства формирования нравственного воспитания, цели нравственного воспитания и то,
чем они определяются.
Ключевые слова: нравственное воспитание, мораль, нравственные качества,
воспитание, личность, моральное сознание
Взаимосвязь гуманистических проявлений личности студентов с их ценностями
Рассматриваются данные экспериментального исследования компонентов гуманистических проявлений личности
студентов во взаимосвязи с их ценностями, в ходе которого были выявлены значимые связи между ними.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистические проявления личности, доброжелательность, эмпатия, ценности.
Мониторинг учебных достижений учащихся как условие эффективного управления качеством начального образования
Рассматривается проблема повышения эффективности управления качеством начального образования через мониторинг
учебных достижений. На основе результатов теоретического исследования строится и апробируется модель
мониторинга учебных достижений младших школьников.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, младший школьник, учебные достижения, управление качеством
образования; начальная школа.
Возможности диагностических методов в исследовании проблемы агрессивного поведения младших школьников
Выявляется степень эффективности различных видов диагностических средств в работе психолога с проблемой
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Полученные с помощью экспертной оценки,
опросника и проективной техники результаты анализируются с точки зрения возможностей
и ограничений использования различных видов диагностических средств.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, младший школьник, методы диагностики, экспертная оценка,
личностный опросник, проективная техника.