13 мая 2016 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете прошел юбилейный Х Международный студенческий форум «Образование: Вызовы XXIвека».
Свою историю Международный студенческий форум начинает в 2007 году, когда на базе факультета дошкольного и начального образования 17-18 мая состоялся форум «Детство глазами студентов». В нем приняли участие студенты из вузов Рязани, Коломны, Москвы, Астрахани, а также специалисты из США, Китая, Казахстана. С каждым годом география участников Международного студенческого форума увеличивалась, а его программа и содержание становились разнообразнее и интереснее. За 10 лет проведения Международного студенческого форума в нем приняли участие студенты, магистранты, аспиранты из городов России: Рязани, Коломны, Москвы, Астрахани, Стерлитамака, Барнаула, Мичуринска, Тулы, Санкт-Петербурга, Самары, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Казани и др., а также студенты и специалистыближнего и дальнего зарубежья: Казахстана, Украины, Белоруссии, Китая, Германии, Норвегии, США. Программа Форума от года к году дополнялась, расширялась и удивляла участников разнообразием форм проведения: пленарные и секционные заседания, мастер-классы, дискуссионные площадки, фотокроссы, образовательные экскурсии, кулинарные поединки, тренинги, студенческие импровизационные спектакли, квесты, стендовые доклады, разработка социальных проектов и т.д.
Идейным вдохновителем и организатором Международного студенческого форума является заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования, доктор педагогических наук, профессор Марина Владимировна Николаева. Она отмечает, что главной целью Форума является содействие развитию социальной активности, научно-исследовательской культуры и творческому потенциалу студентов в процессе обмена опытом, традициями, достижениями разных вузов России.
Доцент кафедры ППНО Бурякова Т.С.
Педагогические науки
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Раскрывается актуальность формирования звукопроизношения у дошкольников в условиях логопункта в сельской
местности. Описываются теоретические основы развития средств языка. Определяются
педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста
на логопункте в сельской местности.
Ключевые слова: звукопроизношение, дошкольники, логопункт, сельская местность, средства языка, развитие речи.
Особенности медико-социальной работы в условиях хосписа
Рассматривается деятельность хосписов как субъектов медико-социальной помощи населению. Представлены данные
опроса среди населения города Волгограда по проблеме информированности о деятельности хосписов.
Ключевые слова: люди с инвалидностью, медико-социальная работа, хоспис.
ВОЗМОЖНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раскрывается роль исторического материала в начальном математическом образовании, предлагаются методические
приемы и ряд рекомендаций по включению исторического материала на уроках математики.
Ключевые слова: исторический материал в математике, математическая культура,
патриотическое воспитание, нравственное воспитание.
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ
У ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
Анализируются осoбeннoсти кризисa 3-х лeт, осoбeннoст психoлoгичeскoй aдaптaции к детскому саду.
Выявляется уровень новообразования «гордости за достижения». Определяется значение
психoлoгичeскoго сoпрoвoждeния дeтeй пo aдaптaции дeтeй к дeтскoмy сaдy.
Ключевые слова: психологическая адаптация, уровень адаптированности, кризис 3-х лет,
новообразования кризиса 3-х лет, игровая деятельность.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Анализируется эффективность процесса воспитания, выстроенного на основе системыценностей.
Актуализируются возможные пути и формы его совершенствования в соответствии
с историческими и фундаментальными ценностями православной культуры:
любви, патриотизма, гражданственности, веры и других.
Ключевые слова: ценности, гражданская идентичность, патриотизм, православное воспитание,
национальная самоидентификация.
Формирование внутренней позиции школьника у детей 6–7 лет *
Рассматривается педагогический опыт по формированию внутренней позиции школьника у детей 6–7 лет,
отражающий два направления работы в группе подготовки к школе: опора на развивающие
игры и взаимодействие родителей и школы
Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, познавательная потребность, подготовка к школе,
дошкольные виды деятельности
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-
ДЕФЕКТОЛОГОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Анализируется проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей-дефектологов.
Представляются результаты изучения уровня саморазвития, профессионально-педагогической
деятельности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому
саморазвитию студентов как будущих учителей-дефектологов, а также
динамика данных показателей на протяжении обучения
студентов на втором-четвертом курсах.
Ключевые слова: саморазвитие, компетентность, профессиональная компетентность,
самооценка, умение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников во внеурочной деятельности *
Рассматриваются результаты исследования, раскрывающие организационные возможности внеурочной деятельности
для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Описывается
опыт реализации форм и методов программы внеурочной деятельности «Хочу все знать» в аспекте
формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность.
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Характеризуется проблема формирования мотивации профессионально роста у педагогических работников ДОО.
Особое внимание уделяется вопросу организации условий для роста творческой инициативы, а также
стимулирования и мотивации воспитателей к профессиональному саморазвитию.
Ключевые слова: мотивация, профессиональный рост, профессиональное саморазвитие, самообразование.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
Раскрывается специфика деятельность социального педагога в условиях Федеральных целевых программ.
Выявляется положительный и отрицательный опыт реализации Федеральной целевой программы
«Россия без сирот» на 2013–2020 год
Ключевые слова: социальный педагог, детский до, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей,
Федеральные целевые программы
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализируются проблемы социально-эмоционального развития дошкольников. Обосновывается роль игровой
деятельности в развитии социальных эмоций у детей. Особое внимание уделяется вопросу
организации процесса развития социальных эмоций у воспитанников
средствами игровой деятельности
Ключевые слова: эмоции, социальные эмоции, сопереживание, сочувствие, соучастие,
социализация, игра, игровая деятельность
Проблема социально-педагогической работы специалиста по социальной
работе с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями.
Актуализируется проблема комплексной социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями. Характеризуются потенциал и основные направления включения в данную деятельность работы специалиста
по социальной работе.
Ключевые слова: специалист по социальной работе, социально педагогическая деятельность, правонарушения,
несовершеннолетний правонарушитель, профилактика, семья.
Диагностика и коррекция эмоциональной сферы и ее связи
с акцентуациями характера подросткового возраста.
Выявляются особенности эмоциональной сферы подростков, а так же коррекция как способ
снижения риска развития тревожности и депрессивного состояния подростков.
Ключевые слова: акцентуация, подросток, личность, эмоции, коррекция, исследование.
Влияние социального интеллекта на направленность личности
в разных возрастных группах
Рассматриваются особенности формирования социального интеллекта в разных возрастных группах
и его влияния на направленность личности.
Ключевые слова: социальный интеллект, разновозрастные группы, личность, исследование.
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
(на примере учителя начальных классов)
Анализируются особенности проявления синдрома профессионального выгорания у учителей начальных классов.
Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют определить степень выраженности синдрома
профессионального выгорания учителей начальных классов в зависимости от влияния различных
социально–психологических факторов. Результаты исследования могут быть использованы
для разработки рекомендаций по организации системы мероприятий по профилактике
профессионального выгорания учителей начальных классов.
Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, факторы эмоционального выгорания, профилактика
профессионального выгорания.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Анализируются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Как одну из наиболее
существенных черт, характеризующих общую готовность человека к труду, рассматривается умение управлять
своим вниманием. Предлагаются примерные задания для развития внимания на уроках математики
в начальных классах.
Ключевые слова: внимание, виды внимания,произвольное внимание, непроизвольное внимание,
внимательность как черта личности, особенности внимания младших школьников,
развитие внимания на уроках математики в начальных классах.