Биология
ФАУНА ЛИСТОЕДОВ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
«ЩЕРБАКОВСКИЙ», «ДОНСКОЙ» И «НИЖНЕХОПЕРСКИЙ»
В статье обобщены результаты изучения семейства листоедов (Coleoptera, Chrysomelidae),
приведены сведения об их видовом разнообразии и экологии.
Ключевые слова: фауна, листоеды, особенно стиэкологи.
Теория и методика преподавания учебных дисциплин
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
(на примере московской сказки А.А. Кабакова «Голландец»)
В статье рассматриваются особенности изучения произведений постмодернизма на уроках литературы
в старших классах, дается авторская система вопросов и заданий к анализу
московской сказки «Голландец» А.А. Кабакова.
Ключевые слова: современная литература, Кабаков, постмодернизм, ирония,
игра, методика обучения литературе.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О КОМПОЗИЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В исследовании анализируется процесс формирования композиционных навыков у учащихся 5-х классов на уроках
изобразительного искусства. Выявляются психолого-педагогические условия эффективного
развития композиционных умений в процессе создания творческой работы.
Предлагаются диагностики, позволяющие определить уровень
композиционных навыков у обучающихся.
Ключевые слова: изобразительное искусство, композиция, особенности композиционных умений,
средства развития композиционных навыков.
КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Согласно ФГОС ученик в результате усвоения учебной программы должен овладеть определенными
универсальными учебными действиями. Все большую популярность среди форм
и методов обучения набирает метод кейс – технологий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, федеральные государственные образовательные стандарты,
кейс – технология, метод.
Педагогика и психология
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ
У ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА
В работе представлены результаты по выявлению психологических факторов возникновения синдрома
эмоционального выгорания, а также разработана модель профилактических действий.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание учителя,
эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция персональных достижений.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассматриваются особенности педагогических условий развития познавательных умений старшеклассников
в учебно-воспитательном процессе. Выявляются возможности учебно-воспитательного процесса.
Проводятся эмпирические исследования развития познавательных умений старшеклассников.
Приводятся результаты эмпирического исследования развития познавательных умений
старшеклассников в экспериментальной группе обучающихся.
Ключевые слова: педагогические условия, познание, умения, познавательные умения,
учебно-воспитательный процесс, возможность.
СТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА
В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ
Проанализированы ключевые понятия особенностей становления эмоциональной сферы старшего подростка.
Конкретизирована роль коллектива сверстников как средства становления эмоциональной сферы.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, подросток, коллектив сверстников,
средства становления эмоциональной сферы.
ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛ,
ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье представлены результаты исследования в образовательных организациях Волгоградской области, в рамках
реализации мероприятия 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения
и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных
проектов и распространения в них результатов "Федеральной целевой программы развития образования
на 2016-2020 годы"». Показан порядок и результаты выделения школ со стабильно низкими
(стабильно высокими) результатами обучения, оценки социального благополучия школ
Волгограда и области. Приведены перспективные направления дальнейших
исследований по отношению к школам с низкими результатами обучения
и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях
Ключевые слова: контекстные факторы, индекс социального благополучия школы, школы, функционирующие
в неблагоприятных социальных условиях, «резильентные» школы, «фейлинговые» школы.
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Статья содержит анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования гендерной идентичности
и факторов, оказывающих влияние на формирование представлений подростков о семейных ролях.
Приведены результаты эмпирического исследования представлений подростков о семейных ролях
с разным типом гендерной идентичности. У подавляющей части выборки диагностирован
андрогинный тип гендерной идентичности. Выявлен дисбаланс между феминным типом
гендерной идентичности и наличием традиционных представлений
о распределении семейных ролей у юношей.
Ключевые слова: семья, распределение ролей, семейные роли, подросток,
гендерная идентичность, маскулинность, феминность, андрогинность,
стереотипы мужественности-женственности.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Обосновывается тенденция использования педагогического моделирования современного урока;
приведены возрастные особенности старшеклассников, с учетом которых необходимо планировать
их духовно-нравственное воспитание; выявлены принципы моделирования урока,
лежащие в основе духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Ключевые слова: моделирование, воспитание, духовно-нравственные ценности, старшеклассники,
педагогическая модель, духовно-нравственное воспитание, современный урок.
Филология
ИНТЕРЖАНРОВЫЕ МОДУЛЯЦИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ
Выявляются стилистические модуляции конвенционально нейтрального в эмоциональном аспекте
официально-делового стиля общения на примере выступлений президента
Французской Республики Эммануэля Макрона.
Ключевые слова: интержанровость, эмотивность, интердискурсивные модуляции, официально-деловой стиль общения,
эмотивные вкрапления, стилистические вкрапления, стилистические фигуры, Эммануэль Макрон.
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ДИСКУРСА СТРАХА
(на примере рассказов Ж. Рэя)
В статье проведен анализ речевых жанров, формирующих собой дискурс страха. Представлена парадигма речевых
жанров, основанная на трехчастной классификации, ранее обоснованной в работах Е.И. Беляевой.
Дано объяснение отнесения представленных способов взаимодействия к деструктивному
типу общения, а также рассмотрены примеры сложных кластерных
эмоционально-когнитивных комплексов.
Ключевые слова: эмоция, дискурс страха, речевой жанр, речевой акт,
деструктивное общение, эмоциональный комплекс.
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ТЕКСТАХ ДИСКУРСА СТРАХА
(на примере рассказов Э. По)
Статья посвящена анализу суггестивной составляющей описания места действия в литературном
произведении дискурса страха. Дана характеристика указания на время и место действия,
а также выявлена связь описываемых образов с психоаналитической теорией страха.
Ключевые слова: эмоция, дискурс страха, суггестивность, страх, психоанализ.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ КОДА В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
В исследовании анализируются интержанровые модуляции текстов устных официальных выступлений Э. Макрона
в аспекте понятия переключения кода, описаны причины и функции данных модуляций, проанализирован
их интенциональный и неинтенциональный характер.
Ключевые слова: интертекстуальность, межтекстовые связи, интержанровость,
переключение кода, интенциональность / неинтенциональность.
ПЕРСОНАЖИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИМЕН В РАССКАЗЕ «ФОКУС-ГРУППА»
ИЗ РОМАНА В. ПЕЛЕВИНА «ДПП (NN)»
Анализируются особенности имен персонажей в рассказе «Фокус-группа» из романа современного
прозаика В. Пелевина «ДПП (NN )». Особое внимание уделяется ассоциациям
с библейскими текстами.
Ключевые слова: Библия, автор, имя персонажа, реклама, симулякр, грех.
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ЖАНРА «КОМПЛИМЕНТ»
(на материале испанского и английского языков)
Выявляются специфические черты речевого жанра «комплимент», характерные для англоязычной и испаноязычной
культур. Проводится сопоставительный анализ культурно обусловленных особенностей комплиментов
с учетом таких параметров, как стиль общения, основная функция комплимента,
коммуникативные интенции, социальный статус адресата и адресанта.
Ключевые слова: речевой жанр, комплимент, кумплидо, пиропо, лингвокультура.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
В ИСПАНОЯЗЫЧНОМ СЕКТОРЕ ИНСТАГРАМ
В исследовании рассматриваются особенности речевого поведения испаноговорящих пользователей Инстаграм.
Выявляются наиболее распространенные грамматические явления. Определяются функции
этих явлений в высказываниях пользователей Инстаграм.
Ключевые слова: испанский язык, грамматика, интернет-дискурс, Инстаграм, пост.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЖАНРА СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(на материале рассказов «Агата возвращается домой» Л. Горалик, «Рождественский
рассказ» В. Токаревой, «Капустное чудо» Л. Улицкой)
В статье рассматривается жанр святочного рассказа и его модификации в рамках современной литературы.
На примере рассказов «Агата возвращается домой» Л. Горалик, «Рождественский рассказ» В. Токаревой,
«Капустное чудо» Л. Улицкой выявляются разные подходы к осмыслению мотива «чудесного».
Исследуются новые аспекты семантики образа ребенка в современной литературе.
Ключевые слова: образ ребенка, хронотоп, святочный рассказ, жанр.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ГОВОРА СТАНИЦЫ НИЖНИЙ ЧИР
Приведены результаты работы по созданию словаря говора станицы Нижний Чир Волгоградской области
Суровикинского района. Представлена структура словаря и выделены основные языковые особенности
говора станицы. Словарь адресован специалистам в области языка, истории и культуры,
краеведам, педагогам и всем, кто интересуется народной речью.
Ключевые слова: лексикография, лексика, донские говоры, чирские говоры.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ХОД «АПЕЛЛЯЦИЯ К АВТОРИТЕТУ» КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ
НА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОКУПАТЕЛЯ/ПОТРЕБИТЕЛЯ
В ПЕЧАТНЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
В статье рассмотрены основные особенности коммуникативного хода «апелляция к авторитету» на примере
рекламных текстов немецкого журнала «Spiegel», установлены функции данного
коммуникативного хода, определены и проиллюстрированы примерами
частотные модели построения рекламного текста, реализующие
рассматриваемый коммуникативный прием.
Ключевые слова: коммуникативный ход, реклама, авторитет,
влияние, манипуляция, рекламный текст.