№ 2 (19) 2018
30.03.18г.
Тема номера: IХ Международная заочная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре»

IХ Международная заочная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» развивает заложенные в трудах профессора А.М. Буланова традиции исследования соотношения «ума» и «сердца» в словесном творчестве. Конференция, организованная кафедрой литературы и методики её преподавания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, проходила 27 ноября 2017 года на базе ФГБОУ ВО «ВГСПУ». Программа мероприятия была размещена на сайте:  http://vspu.ru/unir.

В конференции приняли участие литературоведы, фольклористы, лингвисты, культурологи  из городов России, зарубежные коллеги из  Ирака, Китая, студенты, магистранты, аспиранты ВГСПУ, ВолгГТУ, Волгоградского института управления, филиала РАНХиГС, Южного федерального университета, преподаватели колледжей, учителя литературы школ и гимназий Волгограда и Волгоградской области, школьники.

Взгляд специалистов различных дисциплин на проблему «рациональное-эмоциональное»  способствовал углублению существующих в науке представлений о художественной феноменологии изображения «внутреннего человека» в словесности. В статьях участников конференции был представлен широкий круг тем, предложены новые теоретико-методологические разработки в области изучения рационального и эмоционального в литературе и фольклоре, намечены пути внедрения их результатов в практику школьного и вузовского преподавания.

Представленные на конференции работы студентов и магистрантов составили основной корпус  издания настоящего выпуска журнала.

Так же выпуск содержит статьи по направлениям науки: педагогика и психология, методика преподавания английского языка, медицина, правоведение, социология и экономика.

Выходные данные:
№2 (19) 2018 IХ Международная заочная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре»
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
Загрузить | PDF, 495Kb
IХ Международная заочная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре»
ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «КРИПИ»
Рассматривается типология героев «страшного» фольклора в сетевой словесности. Выявляются наиболее распространенные черты героев, связь их характеров с сюжетными особенностями текстов.
Ключевые слова: интернет-фольклор, страшное, крипи, герой, типология.
Библиографическая ссылка: Алещенко А.А. Типология героев сетевой литературы «Крипи» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 5-8. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522751681.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 681Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА В.В. НАБОКОВА «БРИТВА»
Рассматривается применение стратегии «чтение с остановками» на материале рассказа В.В. Набокова «Бритва». Представлены универсальные учебные действия и духовно-нравственные ценности, которые можно сформировать у учащихся во время изучения данного рассказа.
Ключевые слова: Ключевые слова: критическое мышление, стратегия «чтение с остановками», методика преподавания литературы, УУД, В.В. Набоков.
Библиографическая ссылка: Алёшина Н.С. Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе изучения рассказа В.В. Набокова «Бритва» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 9-13. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522751907.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 709Kb
АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-6 КЛАССАХ
Представлена технология использования мультипликационных экранизаций в процессе анализа былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Раскрыты характерные черты анимации как одного из средств интерпретации литературного произведения и активизации эмоционального восприятия учащимися художественного текста.
Ключевые слова: анимация, методика, литература, технология, былина.
Библиографическая ссылка: Карабицкая Ю.П. Анимация как средство активизации эмоционального восприятия учащихся на уроках литературы в 5-6 классах [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 14-16. URL:http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522752081.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 714Kb
СИНТЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ЦИКЛЕ ОЧЕРКОВ Б.К. ЗАЙЦЕВА «АФОН»
Рассматривается соотношение рационального и эмоционального начал в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон». Творческая индивидуальность писателя проецируется на общие представления о сути православного монашества, существовавшие в сознании автора априори, и реальные проблемы, с которыми он столкнулся во время своего паломничества и которые определили характер авторского мировосприятия.
Ключевые слова: богослужение, монастырь, образная система, паломничество, православие.
Библиографическая ссылка: Лазарев А.А. Синтез эмоционального и рационального в цикле очерков Б.К. Зайцева «Афон» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 17-20. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522752359.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 650Kb
СВОЕОБРАЗИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГЕРОЕВ В «ПАСХАЛЬНОМ РАССКАЗЕ СО ВЗРЫВОМ» Б.П. ЕКИМОВА
Рассматриваются особенности эмоционального состояния главных героев «Пасхального рассказа со взрывом» Б.П. Екимова, обусловленные сложностью взаимоотношений «отцов и детей» в современном обществе.
Ключевые слова: эмоциональное состояние, автор, герой, семья, пасхальный рассказ.
Библиографическая ссылка: Мачеева Е.Е. Своеобразие эмоционального состояния героев в «Пасхальном рассказе со взрывом» Б.П. Екимова [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 21-23. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522752505.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 633Kb
ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРОЕ ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА
Рассматриваются флористические образы в поэзии С. Есенина, их основные художественные функции. Очеловечивая образы цветов, поэт создает систему мотивов, выражающих душевное состояние и чувства лирического героя.
Ключевые слова: С. Есенин, флористика, лирика, лирический герой.
Библиографическая ссылка: Могирко И.О. Флористические образы в эмоциональном строе лирики С. Есенина [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 24-27. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522752636.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 647Kb
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ (из опыта работы)
Анализируются особенности организации внеклассной работы по литературе в старших классах. Выявляются наиболее продуктивные формы внеклассной работы, способствующие формированию у школьников интереса к чтению.
Ключевые слова: внеклассная работа, умения, навыки, изучение литературы, универсальные учебные действия.
Библиографическая ссылка: Сычева Е.В. Организация внеклассной работы по литературе в старших классах (из опыта работы) [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 28-31. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522752789.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 663Kb
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРОНОЛИНИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Рассматриваются особенности использования хронолинии при изучении биографии на уроках литературы в старших классах на материале жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Разбираются разные формы данной работы, их недостатки и преимущества.
Ключевые слова: хронолиния, методика обучения литературе, биография писателя, Ф.М. Достоевский, ИКТ-технологии.
Библиографическая ссылка: Тапилин И.П. Методика использования хронолинии в процессе изучения биографии Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 32-34. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522752942.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 636Kb
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНАКОВОСТИ МЕДЕИ В РОМАНЕ К. ВОЛЬФ
Рассматриваются формы воплощения образа Медеи как «иной»/«другой» в постмодернистском романе К. Вольф, анализируются особенности повествовательной структуры, строящейся на сочетании точек зрения персонажей, выражающих свое отношение к инаковости главной героини.
Ключевые слова: эмоциональность, иной, другой, миф, интерпретация.
Библиографическая ссылка: Тиян Д.Е. Эмоциональные аспекты восприятия инаковости Медеи в романе К. Вольф [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 35-38. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753112.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 634Kb
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА РЕБЕНКА В «ВОЗВРАЩЕННОЙ» ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (на материале рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»)
В аспекте «эмоциональное и рациональное» исследуется феномен «сердечного» восприятия ребенком особенностей исторического времени, на которое пришлось становление самосознания маленького героя «возвращенного» рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки».
Ключевые слова: «возвращенная» литература, отечественная история, автор, образ ребенка, эмоциональный мир героя.
Библиографическая ссылка: Топчиева М.В. Особенности эмоционального мира ребенка в «возвращенной» литературе ХХ века (на материале рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки») [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 39-42. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753182.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 659Kb
МИФОЛОГЕМА СОБАКИ В ПОВЕСТИ М.А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» (рациональный и эмоциональный аспекты)
Рассматривается двойственная природа и характерные черты образа собаки в фольклорном и религиозном контекстах, культурно-исторический генезис образа в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», его эмоциональный и рациональный аспекты.
Ключевые слова: мифологема, М.А. Булгаков, «Собачье сердце», образ собаки, фольклор, христианство, рациональное, эмоциональное.
Библиографическая ссылка: Успенская А.Г. Мифологема собаки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (рациональный и эмоциональный аспекты) [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 43-46. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753330.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 648Kb
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 10–11 КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Рассматривается технология создания и использования видеопроектов в процессе изучения биографии писателя в старших классах.
Ключевые слова: проектная деятельность, видеопроект, образование, биография, М.Ю. Лермонтов.
Библиографическая ссылка: Ушакова А.С. Методика использования видеопроектов на уроках литературы в 10–11 классах как средство активизации эмоционального восприятия учащимися художественного текста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 47-50. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753448.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 637Kb
К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ ЗАВИСТИ САЛЬЕРИ В «МАЛЕНЬКОЙ ТРАГЕДИИ» А.С. ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»
Исследуется психология зависти Сальери (уровни и компоненты зависти, смежные психологические состояния). Проводится параллель между цветом зависти и символикой драмы.
Ключевые слова: А.С. Пушкин, «маленькие трагедии», зависть, талант, гений, психология, символика.
Библиографическая ссылка: Храмушина О.С. К вопросу о характере зависти Сальери в «Маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 51-54. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753528.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 663Kb
СРЕДСТВА ОБЪЕКТИВАЦИИ ЭМОЦИИ «СТРАХ» В ПОВЕСТИ В. ТОКАРЕВОЙ «ЛАВИНА»
Представлен анализ эмотивов, использованных для отражения эмоции «страх», которую испытывает главный герой повести В. Токаревой «Лавина» И.Н. Месяцев. Рассматриваются различные лексические, стилистические и синтаксические средства объективации этой эмоции, выступающие иногда в комплексе и выражающие целую гамму чувств эксплицитно или имплицитно.
Ключевые слова: значение, эмотивность, эмотив, языковые средства, страх.
Библиографическая ссылка: Цзяй Синьюй. Средства объективации эмоции «страх» в повести В. Токаревой «Лавина» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 55-58. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753657.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 660Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Рассматривается применение шоу-технологии на уроках литературы в средних и старших классах. Представлена классификация различных типов шоу, даны общие рекомендации по их организации.
Ключевые слова: шоу-технология, методика обучения литературе, СМИ, телешоу.
Библиографическая ссылка: Шейдаева С.В. Использование шоу-технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 59-61. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522753841.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 632Kb
Педагогические и психологические науки
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОНКОНФОРМНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выявлены особенности формирования нонконформных форм поведения у младших школьников посредством дидактической игры.
Ключевые слова: Выявлены особенности формирования нонконформных форм поведения у младших школьников посредством дидактической игры.
Библиографическая ссылка: Сандрося А.С. Игра как средство формирования нонконформных форм поведения у младших школьников [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 62-65. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522754602.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 659Kb
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается проблема формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогических подходов разных исследователей к данной проблеме, выделяются основные виды навыков самообслуживания детей. Рассматриваются особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: самообслуживание, навык, трудовое воспитание
Библиографическая ссылка: Филатова Л.Н. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 66-70. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522755391.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 622Kb
Методика преподавания английского языка
ПРИМЕНЕНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Рассматривается понятие аудиовизуальных средств обучения, а также критерии их отбора для использования на уроках иностранного языка в старшей школе.
Ключевые слова: средства обучения, аудиовизуальные средства, урок, иностранный язык.
Библиографическая ссылка: Еремина Т.М. Применение аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка старшей школы [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 71-74. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522755679.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 654Kb
Медицинские науки
АДЕНОКАРЦИНОМА ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ: РОЛЬ ЭСТРОГЕНОВ И АНТИЭСТРОГЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
Онкоурологами в настоящее время применяется терапия эстрогенными препаратами гормон-зависимого рака предстательной железы. Однако роль эстрогенов неоднозначна: большое количество исследований показывает, что повышенный уровень эстрогенов может способствовать канцерогенезу. В связи с этим, рядом авторов предложено внедрение антиэстрогенной терапии в урологическую практику; данный метод лечения может предотвратить как возникновение злокачественного процесса, так и его прогрессию.
Ключевые слова: рак предстательной железы, эстрогенная терапия, антиэстрогены, антиандрогены, эстрогеновые рецепторы.
Библиографическая ссылка: Николаева А.С. Аденокарцинома предстательной железы: роль эстрогенов и антиэстрогенных препаратов [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 75-78. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522756163.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 682Kb
Правоведение
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ
Рассмотрены наиболее явные проблемы законодательства, связанные с регулирование договора аренды. Также обозначены некоторые пути решения данных проблем и предложения по совершенствованию российского законодательства в части, связанной с договором аренды.
Ключевые слова: договор аренды, проблемы, имущество, судебная практика, законодательство, государственная регистрация.
Библиографическая ссылка: Базаева А.В. Проблемы правового регулирования договора аренды. [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 79-81. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522756238.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 641Kb
Социология
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ КУРТУАЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
Исследование вопроса о влиянии феномена куртуазной культуры на протекание социальных процессов в эпоху высокого средневековья и изменение положения женщины.
Ключевые слова: Исследование вопроса о влиянии феномена куртуазной культуры на протекание социальных процессов в эпоху высокого средневековья и изменение положения женщины.
Библиографическая ссылка: Деева Т.Ю. Социальные эффекты куртуазной культуры [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 82-86. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522915175.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 663Kb
Экономические науки
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены сущность и содержание экономических процессов в сфере профессионального образования. Определено положение вуза в условиях современной экономики знаний, на рынке образовательных и наукоемких услуг. Обобщены представления о феномене «предпринимательский университет» и его развития в отечественной практике.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский университет, конкурентоспособность вуза, рынок образовательных услуг.
Библиографическая ссылка: Библиографическая ссылка: Селиверстова А.И. Основные направления развития предпринимательской деятельности в сфере образования. [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 87-89. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522756570.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 638Kb
ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Проанализированы основные виды и методы профессионального обучения персонала. Описаны основные этапы обучения персонала и выявлена их специфика.
Ключевые слова: профессиональное обучение, традиционные методы обучения, современные методы обучения.
Библиографическая ссылка: Библиографическая ссылка: Широкова Д.С. Традиционные и современные методы обучения персонала. [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2018. № 2 (19). С. 90-93. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1522916209.pdf (дата обращения: 04.04.2018).
Загрузить | PDF, 636Kb

Свидетельство о регистрации