Выходные данные:
1(42)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов "Наука онлайн!"
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СМИ
Анализируются современные учебники и программы, направленные на формирование умений поискового
чтения с использованием текстов иноязычных СМИ. Приводятся собственные разработки заданий для работы с иноязычными текстами.
Ключевые слова: поисковое чтение, иноязычные СМИ, формирование умений, учебники, тексты
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализируются особенности становления навыков слогового анализа и синтеза у дошкольников с общим
недоразвитием речи. Выявляются актуальные направления совершенствования технологии
коррекционно-логопедической работы. Приводятся результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговой анализ, слоговой синтез, технология формирования, мультимедийные средства
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются традиционные и инновационные технологии обучения в процессе развития речи младших школьников на уроках русского при анализе лексических системных отношений. Раскрываются актуальные проблемы внедрения, развития и использования в учебном процессе не только новых приёмов и методов обучения младших школьников в системе реформирования начального образования, но и традиционных.
Ключевые слова: речь, традиционные и новые технологии, системно-деятельностный подход, лексические единицы
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Рассматривается проблема способности образовательных учреждений обеспечить организационно-педагогические условия для саморазвития обучающихся. Представлена разработанная автором модель оценки качества условий для саморазвития в школе. Автор опирается на результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению и реализации данной модели
Ключевые слова: саморазвитие, организационно-педагогические условия для саморазвития в школе, оценка качества, методы оценки качества, критерии оценки
Педагогические науки
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рассматривается вопрос физической активности как метод формирования компетенции социального взаимодействия у студентов. Определено, что физическая культура – не только развитие физических навыков и укрепление здоровья, но и формирование социального взаимодействия и здоровой личности в целом.
Ключевые слова: компетенция, социальная компетенция, социальное взаимодействие, физическая культура, студенты
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ДИСЛАЛИЕЙ
Анализируются актуальные аспекты применения игры в логопедической работе с дошкольниками с дислалией. Представлены результаты исследования эффективности современных игровых приемов в процессе коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей.
Ключевые слова: нарушение речи, дислалия, звукопроизношение, фонематическое восприятие, игра, коррекционная работа
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОО С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТНР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализируется роль тесного сотрудничества специалистов дошкольн ой образовательной организации (ДОО),
выражающегося в профессиональном взаимодействии с целью преодоления тяжелых нарушений речи (ТНР)
детей старшего дошкольного возраста. Выявляются необходимые и достаточные условия эффективного взаимодействия специалистов, описываются его принципы и формы.
Ключевые слова: сотрудничество, профессиональное взаимодействие, тяжелые нарушения речи, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация
Социология
СРАВНЕНИЕ ПРОКСЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУССКИХ И АНГЛИЧАН
Рассматриваются особенности одного из видов невербальной коммуникации между англичанами и русскими.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью знания правил проксемного
поведения стем, чтобы не допускать ошибок при соблюдении дистанции во время общения.
Автор сравнивает проксемное поведение англичан и русских, делает вывод о том, что англичане имеют намного большую дистанцию, чем русские.
Ключевые слова: невербальная коммуникация, проксемное поведение, русские, англичане, дистанция
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЯПОНИИ И РОССИИ
Рассматриваются невербальные средства коммуникации в Японии и России, с целью выявить характерные различия и особенности культур данных стран, определить значение невербальных знаков в зависимости от ситуации общения. В работе представлены жесты и знаки, которые могут быть неверно интерпретированы
жителями двух стран. В связи с тем, что материал оказался обширным, были выбраны невербальные знаки, которые больше всего отличаются друг от друга.
Ключевые слова: жесты, невербальные знаки, мимика, японцы, русские
Филологические науки
ОПИСАНИЕ ЭМОЦИЙ КАК СПОСОБ ИХ ВЕРБАЛИЗАЦИИ В РОМАНЕ Э.М. РЕМАРКА «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО»
Статья посвящена рассмотрению лексики, описывающей проявление эмоций в романе Э.М. Ремарка
«Возлюби ближнего своего». Выявлены средства вербализации эмоций, а также определены функции выражающих их лексических единиц.
Ключевые слова: вербализация, кинема, просодические средства, эмоция, лексическая единица, эмотивность
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИИ В ГЕРМАНИИ
21 век – век технологий, развития, нововведений и прогресса. Сейчас общение в интернете стало неотъемлемой частью жизни большого процента представителей молодёжи. Однако, как известно, каждый язык стремится к усовершенствованию, облегчению и упрощению. Одним из вариантов является использование сленга в неформальной переписке в социальных сетях. Автор останавливается на рассмотрении необычных форм приветствия, прощания, использовании ников и сокращений, анализирует особенности их употребления.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, общение, молодёжь, Германия, сленг
СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ В РАЗГОВОРНОМ СТИЛЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА (на материале сериала “La casa de papel”)
В настоящее время в лингвистической науке всё большую актуальность приобретают её прагматические аспекты, т. е. умение использовать и грамотно применять знания о языке в конкретных ситуациях. Соответственно, значительное внимание лингвистами уделяется разговорному стилю языка. Рассматривается понятие «стилистика» и выделяются её основные специфические черты, а также роль формы обращения в разговорном стиле испанского языка. Описываются результаты анализа использования обращений на материале испанского сериала “La casa de papel”. Обосновывается вывод о выборе формы обращения в зависимости от предполагаемо-достигнутых результатов.
Ключевые слова: стилистика, разговорный стиль, форма обращения, официальный стиль, неформальный стиль, безличные формы обращения
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИСПАНСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ “CORAZÓN TAN BLANCO” JAVIER MARÍAS
Рассматриваются причины грамматических трансформаций, изложена суть грамматических
трансформаций. Приведены примеры причин грамматических трансформаций, взятые из испанского произведения “Corazón tan blanco”.
Ключевые слова: грамматические трансформации, грамматическая категория, исходный язык, переводящий язык, грамматическое значение
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-БЛОГА О ФУТБОЛЕ
Анализируется жанр футбольного Интернет-блога в рамках испаноязычного спортивного дискурса.
Выявлены лексические и грамматические особенности испаноязычного Интернет-блога о футболе.
Ключевые слова: дискурс, спортивный дискурс, речевой жанр, блог, лексика, грамматика
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ «ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО КЛИНГЗОРА» И РОМАНЕ «СИДДХАРТХА. ИНДИЙСКАЯ ПОЭМА» Г. ГЕССЕ
При анализе произведений немецко-швейцарского писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма» было выявлено художественное своеобразие персонификации как основного средства передачи образности мысли автора и соответствующего воздействия на читателя. Наиболее часто персонифицируются небесные тела (луна, солнце и звезды), день и река. Выявлен
высокий прагматический потенциал персонифицируемых природных явлений. Определены их ассоциативные признаки.
Ключевые слова: персонификация, метафора, автор, читатель, протагонист, текст, текстовой пассаж, эмоция, чувство, природа
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
Рассматриваются фразеологические единицы как средство вербализации эмоций и чувств в рекламном тексте. Анализируются модификации фразеологизмов в рекламе. Описывается соотношение формирования
эмоций и чувств к рекламируемым товарам в рекламном тексте.
Ключевые слова: фразеологическая единица, рекламный текст, средство вербализации, модификация фразеологизма, эмоции, чувства
МИФОЛОГЕМА ОСТРОВА В ПОЭТИКЕ А.С. ГРИНА
Статья посвящена исследованию особенностей мифологемы острова в художественном тексте на материале дореволюционных рассказов А.С. Грина «Смерть Ромелинка» и «Дьявол оранжевых вод». Пространство острова предстает в них как место испытаний героев, дающих возможность искупить грехи
прежней жизни, духовно преобразиться. Семантическая структура рассказов связана с трансформацией в сознании героев символико-мифологического пространства острова от рая к аду. Фатальный характер их гибели соотносится с рядом философских и эстетических идей рубежа XIX–XX вв., оказавших существенное влияние на мировоззрение и поэтику писателя.
Ключевые слова: А.С. Грин, «Смерть Ромелинка», «Дьявол оранжевых вод», мифологема острова, фольклор, псевдофольклор
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ПОЭЗИИ Б.Ш. ОКУДЖАВЫ
Рассматривается такая фигура диалогизма, как риторическое обращение. Проводится лингвостилистический
анализ данной фигуры в идиостиле Б.Ш. Окуджавы: выявляется роль риторического обращения в поэтических текстах автора, определяются стилистические функции этой фигуры.
Ключевые слова: язык поэзии, фигура диалогизма, риторическое обращение, стилистическая функция, идиостиль, язык произведений Б.Ш. Окуджавы
Экономические науки
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МАСЛИЧНЫХ КУЛЬТУР НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Рассматриваются особенности производства масличных культур на территории ЮФО. Дается сравнительно-географический анализ валовых сборов преобладающих масличных культур для регионов федерального округа.
Ключевые слова: растениеводство, масличные культуры, валовой сбор, урожайность, посевные площади