№ 2 (25) 2019
29.03.19г.
Тема номера: Региональный научно-практический семинар "Социально-коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи"

Публикации студентов и магистрантов подготовлена по итогам Регионального научно-практического семинара «Социально-коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи», который состоялся 29 марта 2019 года. Семинар проводился совместно кафедрой специальной педагогики и психологии, Центром обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Волгоградского государственного  социально-педагогического университета и ГКОУ Волгоградской школой-интернатом № 6.

         В любой стране, в любом обществе есть дети, имеющие нарушения в развитии, и значительную часть таких нарушений составляют нарушения речи. Проблемы в речевом развитии значительно влияют на социализацию ребенка, поэтому очень важно  уделять внимание подготовке квалифицированных специалистов, способных оказывать профессиональную помощь таким детям. В современном обществе число детей с врожденными нарушениями в развитии увеличивается с каждым годом и социально-коррекционная поддержка, которая должна им оказываться, становится важной социальной задачей.

          В работе Регионального научно-практического семинара «Социально- коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи» приняли активное участие студенты и магистранты кафедры специальной педагогики и психологии. В ходе обсуждения рабочих вопросов особое значение было уделено выявлению возможности междисциплинарного объединения усилий специалистов с целью трансляции регионального опыта по проблеме социально-коррекционной поддержки лиц с  нарушениями речи.

Выходные данные:
2(25) Региональный научно-практический семинар "Социально-коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи"
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
Загрузить | PDF, 649Kb
Региональный научно-практический семинар "Социально-коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи"
Особенности понимания речи детьми с расстройствами аутистического спектра
Раскрываются результаты теоретического исследования в области изучения особенностей понимания речи детьми с расстройствами аутистического спектра. Описана организация коррекционной работы при формировании понимания речи у детей с данной группой расстройств.
Ключевые слова: понимание речи, расстройство аутистического спектра, речевое развитие, коммуникация, восприятие, поведение, речь, аутизм.
Библиографическая ссылка: Алпатова Е.А. Особенности понимания речи детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 5-10. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554706795.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 637Kb
Мультипликация как средство воспитания трудолюбия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Рассматривается проблема воспитания трудолюбия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами мультипликации. Приведены данные качественного и количественного анализа результатов диагностики трудолюбия. Описан опыт проектирования и реализации воспитательного проекта на основе мультфильма «Приключения Хомы». Данная статья будет полезна педагогам-психологам, учителям-предметникам, а также всем специалистам, работающим с данной категорией детей.
Ключевые слова: мультипликация, воспитание, трудолюбие, трудовое воспитание, младшие школьники, интеллектуальная недостаточность.
Библиографическая ссылка: Андреева Г.В. , Бутрименко О.И . Мультипликация как средство воспитания трудолюбия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 11-14. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554706984.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 601Kb
Логопедическая работа по развитию глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлено теоретическое изучение особенностей формирования глагольной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности. Рассматриваются результаты экспериментального изучения данной проблемы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, лексика, игровая деятельность, логопедия, глагол, расширение словаря
Библиографическая ссылка: Борн Д.Л., Диденко Е.В. Логопедическая работа по развитию глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 15-18. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707071.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 616Kb
Воспитание адекватного отношения к материальным ценностям у старшеклассников с задержкой психического развития
Рассматривается проблема формирования представлений о ценностях и адекватного отношения к материальной их составляющей у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития, обоснована ее актуальность. Приведены данные первичной и контрольной диагностики сформированности ценностных ориентаций, представлено описание экспериментального воспитательного проекта.
Ключевые слова: воспитание, материальные ценности, моральные ценности мультипликация, старшие школьники, диагностика, задержка психического развития
Библиографическая ссылка: Ганичева О.А., Дорощенко В.С., Костенков Г.А. Воспитание адекватного отношения к материальным ценностям у старшеклассников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 19-21. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707168.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 591Kb
Развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями в процессе освоения многозначной лексики
Рассматривается многозначность как источник обогащения активного словаря дошкольников и средство развития речи. Даются теоретические основы и предлагаются пути совершенствования работы по развитию речи, формированию умений дифференцировать значения многозначных слов, понимать переносные значения и употреблять их в собственной речи.
Ключевые слова: развитие речи, связная речь, многозначная лексика, общее недоразвитие речи, речевая активность
Библиографическая ссылка: Гольштейн Ю.В., Зинченко С.В. Развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями в процессе освоения многозначной лексики [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 22-25. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707326.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 597Kb
Специфика отражения синтаксических структур языка в письменных работах младших школьников с нарушениями речи
Описаны результаты теоретического поиска в области изучения специфики отражения синтаксических структур языка на письме у младших школьников с нарушениями речи. На основе изученной научной литературы определена специфика отражения синтаксических структур языка в письменных работах младших школьников с нарушениями речи.
Ключевые слова: нарушения речи, синтаксические структуры, письменно-речевые продукции, младший школьный возраст
Библиографическая ссылка: Данилова В.И., Мирошникова Е.А. Специфика отражения синтаксических структур языка в письменных работах младших школьников с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 26-29. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707436.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 598Kb
Воспитание целеустремленности у младших школьников с нарушением интеллекта
Статья посвящена выявлению степени сформированности целеустремленности в младшем школьном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлено описание процесса реализации и анализа результатов воспитательного проекта, направленного на воспитание целеустремленности, силы духа, активной жизненной позиции, а также умения ставить и добиваться поставленных целей. Данный проект был разработан на основе просмотра и обсуждения мультипликационного фильма Гарри Бардина «Летучий корабль».
Ключевые слова: воспитание, мультфильм, младшие школьники, нарушение интеллекта, целеустремленность, воспитательный проект.
Библиографическая ссылка: Емельяненко А.А., Шпак А.И. Воспитание целеустремленности у младших школьников с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 30-33. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707646.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 599Kb
SWOT-анализ процесса формирования потребности в заботе о себе у младших подростков с интеллектуальными нарушениями
Представлен аналитический подход к совместной деятельности педагогического коллектива по формирования потребности в заботе о себе с применением SWOT-анализа в образовательном пространстве. Классный руководитель выступает как куратор и координатор системы коррекционно-развивающей работы по формированию такой потребности.
Ключевые слова: SWOT-анализ, образовательное пространство, потребность в заботе о себе, младшие подростки, интеллектуальные нарушения, внеурочное время, классный руководитель, система работы
Библиографическая ссылка: Жуликова Н.В. SWOT-анализ процесса формирования потребности в заботе о себе у младших подростков с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 34-37. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708368.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 585Kb
Семья как социально-культурная среда воспитания младших школьников с нарушением интеллекта
Рассматривается проблема семейного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта. Описываются особенности работы школы с родителями, имеющими детей с интеллектуальными нарушениями, по формированию социально-культурной среды воспитания в семье.
Ключевые слова: семья, социально-культурная среда, воспитание, младшие школьники, интеллектуальные нарушения
Библиографическая ссылка: Казурова Е.А. Семья как социально-культурная среда воспитания младших школьников с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 38-40. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708469.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 585Kb
Система работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольном образовательном учреждении
Раскрываются результаты практического исследования в области изучения системы работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольном образовательном учреждении. Приведены данные качественного и количественного анализа результатов диагностики, указаны основные этапы и цели опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, система, связная речь, творческие методы, дошкольники
Библиографическая ссылка: Моторыгина К.И. Система работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 41-44. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708543.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 588Kb
Лингвометодический аспект изучения детьми с общим недоразвитием речи морфемного состава слова
Представлено теоретическое изучение процесса усвоения детьми с общим недоразвитием речи морфемного состава слова, основанное на анализе имеющейся научно-методической литературы по данной теме. Рассматривается лингвометодический аспект изучения морфемики в начальной школе и выявляются особенности усвоения детьми с системным речевым недоразвитием морфемного состава слова.
Ключевые слова: корень, морфема, морфемный состав, общее недоразвитие речи, окончание, основа, суффикс
Библиографическая ссылка: Моторыгина К.И. Лингвометодический аспект изучения детьми с общим недоразвитием речи морфемного состава слова [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 45-47. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708627.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 579Kb
Мультфильм Г.Бардина «Чуча-3» как средство воспитания добросердечного отношения к животным у подростков
Уточнено понятие «добросердечное отношение к животным». Указана значимость воспитания данного качества у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Представлены методики и результаты диагностического исследования добросердечного отношения к животным детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и уровня развития воображения. Предложен опыт реализации проекта «Мультипликационный фильм Гарри Бардина “Чуча-3” как средства воспитания добросердечного отношения к животным детей с ограниченными возможностями здоровья».
Ключевые слова: воспитание, мультипликационный фильм, добросердечное отношение, ограниченные возможности здоровья, средство воспитания
Библиографическая ссылка: Никольская Н.А., Шуканова Ж.М. Мультфильм Г.Бардина «Чуча-3» как средство воспитания добросердечного отношения к животным у подростков [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 48-50. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708752.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 599Kb
Развитие коммуникативных навыков на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков на занятиях по ФЭМП. Выявлена специфика проведения занятий по ФЭМП с целью успешного развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: коммуникация, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), общение, дети с расстройствами аутистического спектра
Библиографическая ссылка: Прудкова Д.В., Сидельникова В.А. Развитие коммуникативных навыков на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 51-54. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554714380.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 611Kb
Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушениями речи посредством ИКТ
Рассматриваются сущность, структура и содержание представлений об окружающем мире у дошкольников с нормой развития, с нарушениями речи, а также преимущества использования ИКТ для формирования представлений об окружающем мире.
Ключевые слова: дошкольники, представления об окружающем мире, нарушение речи, информационно-коммуникативные технологии
Библиографическая ссылка: Саенко Н.И. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушениями речи посредством ИКТ [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 55-58. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554710839.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 591Kb
Коррекция звукопрозношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Рассматривается значимость владения правильной речью у дошкольников, которая влияет на дальнейшее обучение в школе. Описывается исследование, в котором были выявлены группы нарушенных звуков и проведены серии коррекционно-развивающих игр, упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения.
Ключевые слова: речь, звукопроизношение, дошкольники, группы нарушенных звуков, дизартрический синдром
Библиографическая ссылка: Саенко Н.И. Коррекция звукопрозношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 59-63. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554710919.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 661Kb
Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Анализируется роль моторных функций в формировании правильного звукопроизношения. Выявляется эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию моторных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Определяется необходимость развития моторной сферы как важного фактора стимуляции развития речи.
Ключевые слова: дошкольники, нарушения речи, моторика, развитие речи, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент
Библиографическая ссылка: Урываева Н.А. Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 64-70. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711102.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 658Kb
Проект диагностического исследования уровня сформированности способности к диалогу у юношества с ограниченными возможностями здоровья
Уточнены характеристики и особенности способности к диалогу юношества с ограниченными возможностями здоровья. Описывается содержание и методики диагностики уровня сформированности способности к диалогу у данной категории лиц, а также возможные трудности в ее проведении.
Ключевые слова: способность к диалогу, уровни сформированности, диагностика, юношество с ограниченными возможностями здоровья
Библиографическая ссылка: Фоторная Ю.В. Проект диагностического исследования уровня сформированности способности к диалогу у юношества с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 71-75. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711635.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 600Kb
Особенности социокультурной реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности
Обосновывается актуальность интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в практику социальных взаимоотношений с помощью средств художественного творчества. Выделены особенности организации художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация, художественно-творческая деятельность, театрализованная деятельность, творческие способности
Библиографическая ссылка: Честнова А.С. Особенности социокультурной реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 76-79. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711805.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 581Kb
Педагогические науки
Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
Анализируются положения государственных программ, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. Исследуются результаты проведения рассматриваемых программ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, Отечество, идеалы, семья, молодежь, федеральная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Библиографическая ссылка: Ковалева А.В., Вишнякова А.А. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 80-83. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711984.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 605Kb
Повышение уровня сплоченности временного подросткового коллектива в детском оздоровительном лагере
Представлены эффективные приемы и методы, способствующие повышению групповой сплоченности в процессе создания временного подросткового коллектива в детском оздоровительном лагере. Показаны результаты диагностики трехлетнего исследования групповой сплоченности детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря.
Ключевые слова: сплоченность, подростковый коллектив, организация самоуправления, детский оздоровительный лагерь
Библиографическая ссылка: Мукабенов А.Э., Чудина Е.Е. Повышение уровня сплоченности временного подросткового коллектива в детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 84-88. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712069.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 781Kb
Актуальные проблемы системы дополнительного профессионального образования в образовательных организациях высшего образования на региональном уровне
Рассматриваются проблемы и тенденции развития системы дополнительного профессионального образования. Анализируется опыт реализации системы дополнительного профессионального образования ведущих вузов региона.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, проблемы, тенденции развития, непрерывное образование
Библиографическая ссылка: Сорокина П.В. Актуальные проблемы системы дополнительного профессионального образования в образовательных организациях высшего образования на региональном уровне [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 89-92. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712511.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 585Kb
Методика преподавания учебных дисциплин
Оздоровительное влияние занятий волейболом на организм студентов высших учебных заведений
Рассматривается вопрос необходимости осуществления двигательной активности с целью укрепления здоровья и повышения показателей работоспособности студентов. Особое внимание уделяется анализу влияния волейбола на организм учащихся в рамках дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: двигательная активность, физическая культура, волейбол, работоспособность, здоровье, студенты
Библиографическая ссылка: Коробейникова Е.И., Красникова А.А. Оздоровительное влияние занятий волейболом на организм студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 93-97. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712675.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 611Kb
Лингвистика
Функциональная специфика репрезентации участников вербализованного медиасобытия
Анализируется структурная специфика медиасобытия. Выявляются распространенные способы вербализации ядерных и периферийных участников музыкального медиасобытия «Грэмми».
Ключевые слова: медиасобытие, участники события, музыкальные деятели, организаторы, зрители
Библиографическая ссылка: Павлова А.Ю. Функциональная специфика репрезентации участников вербализованного медиасобытия [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 98-100. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712985.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 623Kb
Экономические науки
Кросс-культурные особенности функционирования бизнеса в России
Рассматриваются особенности кросс-культурного функционирования бизнеса в России. Представлена модель культурных критериев Г. Ховстеда, которая позволяет более подробно понять принципы развития национальной культуры.
Ключевые слова: кросс-культурные особенности, культура, модель Г. Ховстеде, бизнес в России
Библиографическая ссылка: Тищенко А.В. Кросс-культурные особенности функционирования бизнеса в России [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 101-104. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554713086.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 603Kb
Политические науки
Роль и практическое значение политических молодежных объединений в Российской Федерации
Рассматриваются Федеральные государственные программы, направленные на поддержку политических молодежных объединений. Проведен сравнительный анализ молодежных объединений и региональных отделений.
Ключевые слова: политические молодежные объединения, политические лидеры, молодежные движения, Федеральная программа
Библиографическая ссылка: Вишнякова А.А., Ковалева А.В. Роль и практическое значение политических молодежных объединений в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 105-107. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554713266.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 614Kb
Философские науки
Есть ли будущее у общества потребления?
За основу берутся работы Э. Фромма «Иметь или быть», «Искусство любить». Выявляются закономерности и последствия развития общества потребления: принцип обладания, вещизм, эгоизм. Определяется важность перехода на принцип бытия.
Ключевые слова: Э. Фромм, война, общество потребления, мировоззрение, дети
Библиографическая ссылка: Росликова С.В. Есть ли будущее у общества потребления? [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 108-111. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554713376.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Загрузить | PDF, 604Kb

Свидетельство о регистрации