Выходные данные:
2(25) Региональный научно-практический семинар "Социально-коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи"
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
Региональный научно-практический семинар "Социально-коррекционная поддержка лиц с нарушениями речи"
Особенности понимания речи детьми с расстройствами аутистического спектра
Раскрываются результаты теоретического исследования в области изучения особенностей понимания
речи детьми с расстройствами аутистического спектра. Описана организация коррекционной
работы при формировании понимания речи у детей с данной группой расстройств.
Ключевые слова: понимание речи, расстройство аутистического спектра, речевое развитие, коммуникация, восприятие, поведение, речь, аутизм.
Библиографическая ссылка:
Алпатова Е.А. Особенности понимания речи детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 5-10. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554706795.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Мультипликация как средство воспитания трудолюбия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Рассматривается проблема воспитания трудолюбия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами мультипликации. Приведены данные качественного и количественного анализа результатов диагностики трудолюбия. Описан опыт проектирования и реализации воспитательного проекта на основе мультфильма «Приключения Хомы». Данная статья будет полезна педагогам-психологам, учителям-предметникам, а также всем специалистам, работающим с данной категорией детей.
Ключевые слова: мультипликация, воспитание, трудолюбие, трудовое воспитание, младшие школьники, интеллектуальная недостаточность.
Библиографическая ссылка:
Андреева Г.В. , Бутрименко О.И . Мультипликация как средство воспитания трудолюбия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 11-14. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554706984.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Логопедическая работа по развитию глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлено теоретическое изучение особенностей формирования глагольной лексики у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности. Рассматриваются
результаты экспериментального изучения данной проблемы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, лексика, игровая деятельность, логопедия, глагол, расширение словаря
Библиографическая ссылка:
Борн Д.Л., Диденко Е.В. Логопедическая работа по развитию глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 15-18. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707071.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Воспитание адекватного отношения к материальным ценностям у старшеклассников
с задержкой психического развития
Рассматривается проблема формирования представлений о ценностях и адекватного отношения к материальной их составляющей у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития,
обоснована ее актуальность. Приведены данные первичной и контрольной диагностики сформированности ценностных ориентаций, представлено описание экспериментального воспитательного проекта.
Ключевые слова: воспитание, материальные ценности, моральные ценности мультипликация,
старшие школьники, диагностика, задержка психического развития
Библиографическая ссылка:
Ганичева О.А., Дорощенко В.С., Костенков Г.А. Воспитание адекватного отношения к материальным ценностям у старшеклассников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 19-21. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707168.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями в процессе освоения многозначной лексики
Рассматривается многозначность как источник обогащения активного словаря дошкольников
и средство развития речи. Даются теоретические основы и предлагаются пути совершенствования работы по развитию речи, формированию умений дифференцировать значения многозначных слов, понимать
переносные значения и употреблять их в собственной речи.
Ключевые слова: развитие речи, связная речь, многозначная лексика, общее недоразвитие речи, речевая активность
Библиографическая ссылка:
Гольштейн Ю.В., Зинченко С.В. Развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями в процессе освоения многозначной лексики [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 22-25. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707326.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Специфика отражения синтаксических структур языка в письменных работах младших школьников с нарушениями речи
Описаны результаты теоретического поиска в области изучения специфики отражения синтаксических
структур языка на письме у младших школьников с нарушениями речи. На основе изученной научной
литературы определена специфика отражения синтаксических структур языка в письменных работах младших школьников с нарушениями речи.
Ключевые слова: нарушения речи, синтаксические структуры, письменно-речевые продукции, младший школьный возраст
Библиографическая ссылка:
Данилова В.И., Мирошникова Е.А. Специфика отражения синтаксических структур языка в письменных работах младших школьников с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 26-29. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707436.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Воспитание целеустремленности у младших школьников с нарушением интеллекта
Статья посвящена выявлению степени сформированности целеустремленности в младшем школьном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлено описание процесса реализации и анализа результатов воспитательного проекта, направленного на воспитание целеустремленности, силы духа, активной жизненной позиции, а также умения ставить и добиваться поставленных целей. Данный проект был разработан на основе просмотра и обсуждения мультипликационного фильма Гарри Бардина «Летучий корабль».
Ключевые слова: воспитание, мультфильм, младшие школьники, нарушение интеллекта, целеустремленность,
воспитательный проект.
Библиографическая ссылка:
Емельяненко А.А., Шпак А.И. Воспитание целеустремленности у младших школьников с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 30-33. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554707646.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
SWOT-анализ процесса формирования потребности в заботе о себе у младших подростков с интеллектуальными нарушениями
Представлен аналитический подход к совместной деятельности педагогического коллектива
по формирования потребности в заботе о себе с применением SWOT-анализа
в образовательном пространстве. Классный руководитель выступает как куратор и координатор системы коррекционно-развивающей работы по формированию такой потребности.
Ключевые слова: SWOT-анализ, образовательное пространство, потребность в заботе о себе, младшие подростки, интеллектуальные нарушения, внеурочное время, классный руководитель, система работы
Библиографическая ссылка:
Жуликова Н.В. SWOT-анализ процесса формирования потребности в заботе о себе у младших подростков с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 34-37. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708368.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Семья как социально-культурная среда воспитания младших школьников с нарушением интеллекта
Рассматривается проблема семейного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.
Описываются особенности работы школы с родителями, имеющими детей с интеллектуальными
нарушениями, по формированию социально-культурной среды воспитания в семье.
Ключевые слова: семья, социально-культурная среда, воспитание, младшие школьники, интеллектуальные нарушения
Библиографическая ссылка:
Казурова Е.А. Семья как социально-культурная среда воспитания младших школьников с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 38-40. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708469.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Система работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольном образовательном учреждении
Раскрываются результаты практического исследования в области изучения системы работы по развитию
связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольном образовательном учреждении.
Приведены данные качественного и количественного анализа результатов диагностики,
указаны основные этапы и цели опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, система, связная речь, творческие методы, дошкольники
Библиографическая ссылка:
Моторыгина К.И. Система работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 41-44. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708543.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Лингвометодический аспект изучения детьми с общим недоразвитием речи морфемного состава слова
Представлено теоретическое изучение процесса усвоения детьми с общим недоразвитием речи морфемного
состава слова, основанное на анализе имеющейся научно-методической литературы по данной теме.
Рассматривается лингвометодический аспект изучения морфемики в начальной школе и выявляются особенности усвоения детьми с системным речевым недоразвитием морфемного состава слова.
Ключевые слова: корень, морфема, морфемный состав, общее недоразвитие речи, окончание, основа, суффикс
Библиографическая ссылка:
Моторыгина К.И. Лингвометодический аспект изучения детьми с общим недоразвитием речи морфемного состава слова [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 45-47. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708627.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Мультфильм Г.Бардина «Чуча-3» как средство воспитания добросердечного отношения к животным у подростков
Уточнено понятие «добросердечное отношение к животным». Указана значимость воспитания данного качества у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Представлены методики и результаты
диагностического исследования добросердечного отношения к животным детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и уровня развития воображения. Предложен опыт реализации проекта «Мультипликационный фильм Гарри Бардина “Чуча-3” как средства воспитания добросердечного отношения к животным детей с ограниченными возможностями здоровья».
Ключевые слова: воспитание, мультипликационный фильм, добросердечное отношение, ограниченные возможности
здоровья, средство воспитания
Библиографическая ссылка:
Никольская Н.А., Шуканова Ж.М. Мультфильм Г.Бардина «Чуча-3» как средство воспитания добросердечного отношения к животным у подростков [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 48-50. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554708752.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Развитие коммуникативных навыков на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков на занятиях по ФЭМП.
Выявлена специфика проведения занятий по ФЭМП с целью успешного развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: коммуникация, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), общение, дети с расстройствами аутистического спектра
Библиографическая ссылка:
Прудкова Д.В., Сидельникова В.А. Развитие коммуникативных навыков на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 51-54. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554714380.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушениями речи посредством ИКТ
Рассматриваются сущность, структура и содержание представлений об окружающем мире у дошкольников
с нормой развития, с нарушениями речи, а также преимущества использования ИКТ для формирования представлений об окружающем мире.
Ключевые слова: дошкольники, представления об окружающем мире, нарушение речи, информационно-коммуникативные технологии
Библиографическая ссылка:
Саенко Н.И. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушениями речи посредством ИКТ [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 55-58. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554710839.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Коррекция звукопрозношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Рассматривается значимость владения правильной речью у дошкольников, которая влияет на дальнейшее
обучение в школе. Описывается исследование, в котором были выявлены группы нарушенных звуков
и проведены серии коррекционно-развивающих игр, упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения.
Ключевые слова: речь, звукопроизношение, дошкольники, группы нарушенных звуков, дизартрический синдром
Библиографическая ссылка:
Саенко Н.И. Коррекция звукопрозношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 59-63. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554710919.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Анализируется роль моторных функций в формировании правильного звукопроизношения. Выявляется
эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию моторных функций
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Определяется необходимость развития моторной сферы как важного фактора стимуляции развития речи.
Ключевые слова: дошкольники, нарушения речи, моторика, развитие речи, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент
Библиографическая ссылка:
Урываева Н.А. Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 64-70. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711102.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Проект диагностического исследования уровня сформированности способности к диалогу у юношества с ограниченными возможностями здоровья
Уточнены характеристики и особенности способности к диалогу юношества с ограниченными
возможностями здоровья. Описывается содержание и методики диагностики уровня
сформированности способности к диалогу у данной категории лиц, а также возможные трудности в ее проведении.
Ключевые слова: способность к диалогу, уровни сформированности, диагностика, юношество с ограниченными
возможностями здоровья
Библиографическая ссылка:
Фоторная Ю.В. Проект диагностического исследования уровня сформированности способности к диалогу у юношества с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 71-75. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711635.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Особенности социокультурной реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности
Обосновывается актуальность интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в практику социальных взаимоотношений с помощью средств художественного творчества. Выделены особенности организации художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья,
социокультурная реабилитация, художественно-творческая деятельность, театрализованная деятельность, творческие способности
Библиографическая ссылка:
Честнова А.С. Особенности социокультурной реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-творческой деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 76-79. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711805.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Педагогические науки
Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
Анализируются положения государственных программ, направленных на патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации. Исследуются результаты проведения рассматриваемых программ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, Отечество, идеалы, семья, молодежь, федеральная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Библиографическая ссылка:
Ковалева А.В., Вишнякова А.А. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 80-83. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554711984.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Повышение уровня сплоченности временного подросткового коллектива в детском оздоровительном лагере
Представлены эффективные приемы и методы, способствующие повышению групповой сплоченности
в процессе создания временного подросткового коллектива в детском оздоровительном лагере.
Показаны результаты диагностики трехлетнего исследования групповой сплоченности детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря.
Ключевые слова: сплоченность, подростковый коллектив, организация самоуправления, детский оздоровительный лагерь
Библиографическая ссылка:
Мукабенов А.Э., Чудина Е.Е. Повышение уровня сплоченности временного подросткового коллектива в детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 84-88. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712069.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Актуальные проблемы системы дополнительного профессионального образования в образовательных организациях высшего образования на региональном уровне
Рассматриваются проблемы и тенденции развития системы дополнительного профессионального
образования. Анализируется опыт реализации системы дополнительного профессионального образования ведущих вузов региона.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, проблемы, тенденции развития, непрерывное образование
Библиографическая ссылка:
Сорокина П.В. Актуальные проблемы системы дополнительного профессионального образования в образовательных организациях высшего образования на региональном уровне [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 89-92. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712511.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Методика преподавания учебных дисциплин
Оздоровительное влияние занятий волейболом на организм студентов высших учебных заведений
Рассматривается вопрос необходимости осуществления двигательной активности с целью укрепления здоровья и повышения показателей работоспособности студентов. Особое внимание уделяется анализу
влияния волейбола на организм учащихся в рамках дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: двигательная активность, физическая культура, волейбол, работоспособность, здоровье, студенты
Библиографическая ссылка:
Коробейникова Е.И., Красникова А.А. Оздоровительное влияние занятий волейболом на организм студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 93-97. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712675.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Лингвистика
Функциональная специфика репрезентации участников вербализованного медиасобытия
Анализируется структурная специфика медиасобытия. Выявляются распространенные способы
вербализации ядерных и периферийных участников музыкального медиасобытия «Грэмми».
Ключевые слова: медиасобытие, участники события, музыкальные деятели, организаторы, зрители
Библиографическая ссылка:
Павлова А.Ю. Функциональная специфика репрезентации участников вербализованного медиасобытия [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 98-100. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554712985.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Экономические науки
Кросс-культурные особенности функционирования бизнеса в России
Рассматриваются особенности кросс-культурного функционирования бизнеса в России. Представлена
модель культурных критериев Г. Ховстеда, которая позволяет более подробно понять принципы развития национальной культуры.
Ключевые слова: кросс-культурные особенности, культура, модель Г. Ховстеде, бизнес в России
Библиографическая ссылка:
Тищенко А.В. Кросс-культурные особенности функционирования бизнеса в России [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 101-104. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554713086.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Политические науки
Роль и практическое значение политических молодежных объединений в Российской Федерации
Рассматриваются Федеральные государственные программы, направленные на поддержку
политических молодежных объединений. Проведен сравнительный анализ молодежных объединений и региональных отделений.
Ключевые слова: политические молодежные объединения, политические лидеры, молодежные движения, Федеральная программа
Библиографическая ссылка:
Вишнякова А.А., Ковалева А.В. Роль и практическое значение политических молодежных объединений в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 105-107. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554713266.pdf (дата обращения: 01.04.2019).
Философские науки
Есть ли будущее у общества потребления?
За основу берутся работы Э. Фромма «Иметь или быть», «Искусство любить». Выявляются закономерности
и последствия развития общества потребления: принцип обладания, вещизм, эгоизм. Определяется важность перехода на принцип бытия.
Ключевые слова: Э. Фромм, война, общество потребления, мировоззрение, дети
Библиографическая ссылка:
Росликова С.В. Есть ли будущее у общества потребления? [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. № 2(25). С. 108-111. URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1554713376.pdf (дата обращения: 01.04.2019).