Выходные данные:
2(43)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов "Наука онлайн!"
ГАБРИЕЛЕ Д’ АННУНЦИО: ПОЭТ-ДИКТАТОР
Исследование посвящено проблеме оценки политической деятельности писателя и государственного деятеля
Италии Габриеле Д’ Аннунцио. На основе изучения доступной источниковой базы был сделан вывод
о влиянии его личности на политическую жизнь Италии конца XIX – начала XX вв.
Ключевые слова: Габриеле Д’ Аннунцио, писательское мастерство, декаданс, политическая деятельность, Итальянское регентство Карнаро, фашизм
АНАЛИЗ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗАГОРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Представлены результаты исследования пространственного анализа загородных организаций
по предоставлению услуг детского отдыха на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: отдых и оздоровление детей, каникулы, реестр лагерей, социально-экономическое развитие, пространственный анализ, загородный лагерь, расположение лагерей, социальная инфраструктура
ЦЕННОСТНАЯ СТОРОНА ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА «МОДА» (на материале французского языка)
Рассматривается лингвокультурный концепт-регулятив «Мода». Особое внимание уделено ценностной стороне концепта репрезентирующей нормы и ценности дискурса моды. Проведенный анализ позволил
проанализировать средства реализации оценочности и классифицировать
нормы концепта «Мода».
Ключевые слова: лингвокультурный концепт, оценка, оценочность, норма, агент моды, субъект моды
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Показан анализ проблемы финансового воспитания старших дошкольников. Раскрыта потребность современного общества в финансово-грамотном поколении. Представлены экспериментальные результаты
проблемы формирования финансовой культуры у старших дошкольников.
Ключевые слова: экономическое мышление, финансы, экономическое воспитание, финансовая культура, финансовая грамотность, финансовое поведение
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Анализируются понятие «социальная реклама», ее цели и функции. Рассматриваются лингвостилистические особенности и прагматический потенциал современной испанской социальной рек ламы. Обосновывается вывод о том, что, обладая прагматическим потенциалом и имея определённые лингвостилистические особенности, испанская социальная реклама становится эффективным механизмом воздействия на различные процессы жизнедеятельности испанского общества.
Ключевые слова: испанский язык, социальная реклама, тональность рекламы, лингвостилистика, испанская социальная реклама
ПРОСТРАНСТВО СНА В «СКАЗКАХ КОТА-МУРЛЫКИ» Н.П. ВАГНЕРА
Рассматривается специфика организации художественного пространства сказок Н.П. Вагнера, выявляется
особая роль функционирования сомнического пространства в структуре произведений, демонстрируется
своеобразие «Сказок Кота-Мурлыки» посредством осмысления наиболее значимых
предметных составляющих пространства сна.
Ключевые слова: сомническое пространство, реальное и ирреальное пространства, хронотоп, Вагнер
МОТИВАЦИЯ И ТРУДНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ НА МАТЕРИАЛЕ ОСВОЕНИЯ ОНЛАЙН-КУРСОВ
Приведены результаты эмпирического исследования по выявлению мо тивирующих и затрудняющих факторов самообразования в сети Интернет на примере изучения онлайн-курсов. Описаны взаимосвязи показателей методик «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана с вопросами авторской анкеты, направленной на изучение опыта
самообразования в сети Интернет.
Ключевые слова: самообразование, мотивация, саморегуляция, трудности самообразования, массовые открытые онлайн-курсы
IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022»
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается диалогическая форма речи в процессе совместной игровой деятельности. Описывается теоретико-методологический подход к изучению диалога у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: диалог, общее недоразвитие речи, совместная деятельность, игровая деятельность, диалогическая форма речи
КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматриваются особенности речевых нарушений. Описывается профилактика дисграфии
как проблема преодоления речевых нарушений. Анализируются контурные рисунки как инструмент профилактики дисграфии.
Ключевые слова: контурные рисунки, особенности детской речи, профилактика дисграфии, речевые нарушения, дошкольники
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматривается проблема подготовки к овладению письмом детей с общим недоразвитием речи.
Характеризуются дети с общим недоразвитием речи. Описываются особенности подготовки к овладению письмом детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, процесс письма, логопедическая работа, овладение письмом, письменная речь
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены результаты анализа научной литературы, посвященной проблеме формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Проектная деятельность рассматривается как эффективное средство их формирования на логопедических занятиях.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные умения, проектная деятельность, дети дошкольного возраста с нарушениями речи, логопедическая работа
РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Акцент сделан на результатах практического исследования наглядно-образного мышления детей, у которых
диагностирована задержка психического развития, готовящихся к школьному обучению.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, психическое развитие, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, подготовка к школе, демонстрационные методы, иллюстративные методы, видеометоды
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического
мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями средствами арт-терапии.
Ключевые слова: развитие мышления, словесно-логическое мышление, речевые нарушения, младшие школьники, арт-терапия
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Количество младших школьников с нарушениями письменной речи, в частности дисграфией, увеличивается
с каждым годом. Разнообразие причин нарушений и их проявлений – основные черты патологии
в настоящее время. Для коррекции дисграфии требуется использование технологий с одновременным использованием различных методик и с обязательным участием целого ряда специалистов-педагогов и членов семьи.
Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, технология коррекции, направления коррекционного педагогического воздействия, рекомендации родителям
ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ И СХЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дается определение связному высказыванию. Рассматриваются особенности развития связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Раскрывается метод формирования связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи с помощью опорных картинок и схем.
Ключевые слова: дошкольники, коррекционно-логопедическая работа, связное высказывание, связная речь, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, опорные картинки и схемы
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматривается методическая проблема формирования восприятия поэтических текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Ставятся проблемные вопросы методики преподавания литературы специальной, касающиеся обучения младших школьников с ОНР восприятию поэзии.
Описывается методика обучения восприятию поэтических текстов.
Ключевые слова: поэтический ритм, поэтический размер, поэзия, дети с общим недоразвитием речи, восприятие
Международная научно-практическая конференция «Духовные традиции и культурные практики в современном воспитании личности»
РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Рассматриваются теоретические аспекты понятия установок в психологии и, в частности, особенности родительских установок, их влияние на воспитании ребенка. Приведена актуальность изучения родительских установок и необходимость их исследования. Отражены причины формирования различных установок
у родителей, и к чему они могут привести.
Ключевые слова: родительские установки, воспитание, личность, перфекционизм, тревожность
Исторические науки
МЕНТАЛЬНОСТЬ НЕМЕЦКОГО НАЁМНИКА XVI–XVII ВВ.
Рассматриваются причины появления особого воинского характера у наёмников Священной Римской империи Нового времени. Анализируется связь и преемственность между средневековым рыцарством и ландскнехтами. Исследуется вопрос коллективности и индивидуальности как черты ментального облика наёмничества Нового времени.
Ключевые слова: наёмники, ландскнехты, милитаризм, рыцарство, братство, Новое время
Педагогические науки
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Рассмотрены теоретические основы процесса коррекционно-логопедической работы по автоматизации звуков. Анализируются научные подходы к использованию дидактической игры как средства автоматизации звуков. Приведены результаты экспериментального изучения современных дидактических игр
как средства автоматизации звуков у дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, игра, дидактическая игра, автоматизация звуков, коррекционно-логопедическая работа
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ
Обосновывается актуальность изучения процесса формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дислалией на современном этапе, анализируются научные основы данного процесса. Приводятся результаты экспериментального изучения современных технологий коррекции произносительной стороны речи у данной категории дошкольников.
Ключевые слова: дислалия, нарушение звукопроизношения, нарушение речи, коррекционная работа, произносительная сторона речи
ПРИМЕНЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ РЕАЛИЙ АНГЛОЯЗЫЧНОГО МИРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ ПРАГМАТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Анализируется содержание понятия “прагматический текст” в разных науках. Рассматриваются тексты учебников по английскому языку старших классов на наличие в них прагматической направленности. Проводится сравнение текстов учебника с прагматическим материалом отобранных Интернет-сайтов реалий англоязычного мира. Даются рекомендации по применению текстов из Интернета в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: прагматический текст, учебное пособие, Интернет-ресурс, официальный сайт реалий англоязычного мира, поисковое чтение
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОПИСАНИЯ АФФИКСАЛЬНЫХ МОРФЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются подходы к изучению словообразования в начальной школе. Раскрываются
преимущества изучения словообразования в процессе игры.
Ключевые слова: словообразование, суффикс, приставка, методика изучения аффиксальных морфем, орфография, игровые технологии
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Рассматриваются особенности использования средств обучения на уроках биологии в современных условиях. Раскрывается значимость использования комплексных средств обучения биологии
в формировании знаний, умений и компетенций учащихся.
Ключевые слова: средства обучения, биология, урок, формирование знаний, умений, компетенций
Психологические науки
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ СТУДЕНТОК
Рассматривается проблема материнства как психосоциальный феномен в отечественной психологии: направления, этапы, качества. Представлены результаты исследования по выявлению представлений
о материнстве у обучающихся в вузе студенток.
Ключевые слова: материнство, дошкольный возраст, представления, образ матери, детско-материнские отношения
Филологические науки
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИСПОВЕДАЛЬНОЙ ЛИРИКИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И СИЛЬВИИ ПЛАТ: К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО СХОДСТВА
Проведён сопоставительный анализ произведений исповедальной лирики Марины Цветаевой и Сильвии Плат, на основе которого выявлено идейно-тематическое сходство, обусловленное биографическими
и гендерными факторами. Сделаны выводы о том, что обращение к вечным темам имеет индивидуально-авторские особенности образного воплощения.
Ключевые слова: исповедальная поэзия, исповедальность, тематика, мотивы, лирическое «Я»
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ В ИСПОВЕДАЛЬНОЙ ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И СИЛЬВИИ ПЛАТ: К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО СХОДСТВА
Проведён сопоставительный анализ произведений исповедальной лирики Марины Цветаевой и Сильвии Плат, на основе которого выявлено сходство в цветовой символике и синтаксических приёмах, обусловленное эмоциональным видением мира поэтесс. Сделаны выводы о том, что обращение к белому и красному цветам имеет индивидуально-авторские особенности образного воплощения.
Ключевые слова: исповедальная поэзия, исповедальность, цветовая символика, пунктуационное оформление, экспрессивность
ОБРАЗ ЛУНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Рассматривается символизм образа Луны, а также выявляются средства создания образа Луны и их тенденции в современной испанской литературе. Описываются результаты анализа символизма образа Луны
на материале контекстов из испанских художественных произведений XXI в.
Ключевые слова: символизм, образ Луны, символизация цветообозначений, современная испанская литература, коннотация
СИНТАКСИС В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассматривается проектная деятельность школьников, в частности, особенности применения метода проектов в старшей школе в процессе изучения русского языка. Представлены материалы для подготовки
старшеклассников к проектной деятельности в области синтаксиса, что является основой для обобщения знаний по пунктуации.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку, синтаксис, проектная деятельность в школе, старшая школа
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЗАПРЕТА НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ (на материале публицистических текстов)
В современной жизни выражение модальности запрета часто встреча ется в источниках массовой информации, инструкциях, общественных знаках, и, конечно же, в речи носителей. Рассматривается понятие «модальность» и «форма выражения запрета». Описываются результаты исследования форм выражения запрета на материале испанской публицистической литературы. Обосновывается вывод о выборе формы запрета в зависимости от цели публицистического текста.
Ключевые слова: модальность, форма выражения запрета, модальный глагол, инфинитив, отрицательная форма повелительного наклонения
СТРАТЕГИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ВЕЖЛИВОСТИ В ИСПАНСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Рассматриваются определения лингвистической вежливости и подходы к её изучению. Приводится классификация применяемых стратегий позитивной и негативной вежливости в испаноязычном политическом дискурсе. Анализируются наиболее часто применяемые стратегии вежливости и их влияние
на коммуникацию в рамках настоящего дискурса.
Ключевые слова: институциональная вежливость, позитивная вежливость, негативная вежливость, политический дискурс, стратегии вежливости
ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН НАПРАВЛЕНИЯ «ХИП-ХОП» (на материале испанского языка)
Анализируются фонетические трансформации, используемые в текстах испанских музыкальных произведений направления «хип-хоп». Описаны такие фонологические явления, как парагога, антитескон,
диастола, гомеотелевтон, аллитерация, ассонанс и паромеон.
Ключевые слова: хип-хоп, рэп, рифма, парагога, антитескон, диастола, гомеотелевтон, аллитерация, ассонанс, паромеон
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА В МЕКСИКЕ
В ходе исследования была изучена специфика испанского языка латиноамериканского варианта, присущая современной Мексике. Мексиканский испанский отличается потерей безударных гласных, четким произнесением интервокальных согласных и др. Исследования национальной вариативности испанского в сфере изучения проблематики языковой сущности, изучении потенциального развития испанского языка и исследовании свойств знаков и их систем, требуют решения вопросов диалектного членения. Вопросы
диалектного членения важны в исследованиях вариативности испанского языка.
Ключевые слова: национально-культурная специфика региональных языковых единиц, языковая ситуация в Мексике, специфика лингвистической стороны речи латиноамериканского испанского в Мексике, слова, словосочетания и другие единицы испанского мексиканского варианта, лексический уровень языка.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПАНСКИХ РЕАЛИЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ “MARINA” CARLOS RUÍZ ZAFÓN
Анализируется роман “Marina” с точки зрения особенности репрезентации испанских реалий.
Выявляются виды испанских реалий. Определяется преобладающий тип реалий в данном литературном произведении Carlos Ruíz Zafón “Marina”.
Ключевые слова: испанский язык, реалия, лакуна, безэквивалентная лексика, классификация реалий