Выходные данные:
2(49)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов "Наука онлайн!"
ИСТОКИ ФИУМСКОГО КОНФЛИКТА: ОТ ВНУТРЕННИХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ
ПРОТИВОРЕЧИЙ К ИНТЕРВЕНЦИИ Д’АННУНЦИО
Исследование посвящено проблеме оценки общественно-политической обстановки в г. Фиуме в 1910–1919 гг.
На основе лингвистических исследований, юридических документов и публицистических источников
был сделан вывод о роли межэтнических отношений в фиумском конфликте.
Ключевые слова: Фиуме, Венгрия, ассимиляция, лингвистический ландшафт, этнос, Национальный совет
ЗАБЫТЫЙ НАЦИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ «ДРОЗДЫ»
Рассматривается создание и функционирование лагеря «Дрозды» в контексте реализации политики
геноцида нацистским руководством на территории Беларуси в годы Второй мировой войны.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, лагерь «Дрозды», нацистский лагерь, Холокост в Беларуси
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Анализируются выявленные в результате комплексного обследования детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией особенности развития мелкой моторики рук, и по результатам обобщения практического опыта предлагаются приемы работы по коррекции нарушений мелкой моторики у детей с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, мелкая моторика, диагностика, речевое развитие, логопедическая работа
ДРЕВЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СТАДИОНА «МОНОЛИТ»
Рассматривается состояние древесных насаждений, окружающих стадион «Монолит»
в городе Волгограде, и их возможная реконструкция.
Ключевые слова: существующие насаждения, охрана насаждений, рубка, реконструкция, дендрогруппы
Всероссийская конференция «История и современное состояние географических исследований Нижнего Поволжья и сопредельных территорий»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Рассматривается проблема организации экскурсии как одной из форм обучения географии. Выявляются виды
и образовательный потенциал экскурсий. Представлена разработка экскурсии на тему «Почвы России»
с учётом приоритетных задач современной школы и элементами исследовательской деятельности.
Ключевые слова: экскурсия по географии, исследовательские умения, краеведческий подход, организация экскурсий, почвы России
Инклюзивное и специальное образование
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ
Рассматривается грамматический строй речи у детей с общим недоразвитием речи. Описывается теоретико-
методологический подход к изучению нетрадиционных методов коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, нетрадиционные методы коррекции, тестопластика, бумагопластика
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Описаны особенности формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью информационных технологий. Представлены результаты практической реализации опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, дошкольник с задержкой психического развития,
задержка психического развития, представления о родном крае, формирование
представлений о родном крае у детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Представлены мнения ученых на определение понятия «коммуникативные навыки». Рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, сущность сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также сформулированы рекомендации учителям-дефектологам по подготовке и проведению сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Представлен опыт авторов,
которые работали по данной теме.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, сюжетно-ролевые игры, общение
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКОМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
Рассматриваются понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «подростковый возраст». Дано описание критериев сформированности опыта взаимодействия родителей с ребенком: «знаниевый»,
«мотивационно-потребностный», «действенно-практический». Дана характеристика трёх уровней сформированности опыта взаимодействия родителей с подростком с ограниченными возможностями здоровья, которыми руководствуется педагог-дефектолог в практической деятельности.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, опыт взаимодействия, подростковый возраст, критерии сформированности опыта, дети с ограниченными возможностями здоровья
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
Раскрываются теоретические аспекты изучения проблемы формирования социального поведения у детей дошкольного возраста. Отмечается, что задержка психического развития препятствует гармоничному взаимодействию личности с окружающим миром. Раскрываются возможности сказки в формировании способов постижения нравственных ценностей, преодоления социальных проблем, апробации разных
социальных ролей, развития чувства уверенности в себе и своих поступках.
Ключевые слова: социальное поведение, задержка психического развития, дети дошкольного возраста, средства сказки, коррекционно-развивающая работа
Исторические науки
ИГРОВОЕ КИНО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ О НАЦИЗМЕ: ФИЛЬМ СТЭНЛИ КРАМЕРА «НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС»
Исследуется использование игрового кино как исторического источника по изучению культурной памяти о нацизме на примере фильме Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс», который характеризует не только
мышление режиссера, но и мнения американского общества в 60-е гг. ХХ в.
Ключевые слова: культурная память, Холокост, Нюрнбергский трибунал, ХХ век, художественный фильм, Стэнли Крамер
ХАРАКТЕР ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНДЕЙЦЕВ В АМЕРИКЕ
Данная статья посвящена выяснению характера христианизации индейцев. На основе изучения источников по этой теме. Даны различные взгляды современников по этому вопросу. Рассмотрены методы обращения индейцев в новую веру, описанные очевидцами. В результате исследования дается ответ на вопрос:
добровольно или принудительно индейцы принимали новую веру, и смогла ли она закрепиться за языческим народом?
Ключевые слова: индеец, Америка, миссионер, христианство, идолопоклонство
ОБРАЗ ФРИДРИХА II В НЕМЕЦКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГГ.
Дается краткая характеристика образа прусского короля, формируемого немецким кинематографом у широкого круга зрителей. Приводится репрезентативная подборка кинолент с кратким описанием содержания, а также интерпретацией содержащихся в них идей.
Ключевые слова: игровое кино, исторический источник, история Германии, Фридрих II, Веймарская республика
ОСОБЕННОСТИ КАСТИЛЬСКИХ БЕГЕТРИЙ В ПЕРИОД РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
Анализируется процесс становления и развития вольных крестьянских общин – бегетрий. Исследуется характерные особенности кастильских бегетрий. Объясняются причины исчезновения бегетрий в Раннее Новое время.
Ключевые слова: бегетрии, Кастилия, сеньоры, Изабелла I, домениальная собственность
ПРОЩАНИЕ С КОРОЛЕВОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЕЛИЗАВЕТОЙ II В ЗЕРКАЛЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
На основе различных печатных и электронных изданий СМИ, видеорепортажей, как зарубежных, так и отечественных, в статье анализируется процесс похорон Елизаветы II, королевы Великобритании, а также реакция на ее смерть членов королевской семьи, политических лидеров разных государств и мировой общественности. Подчеркивается многогранность оценки ее деятельности как хранительницы монархического института власти, «матери» отечества, политика мирового уровня, матери и бабушки.
Ключевые слова: Елизавета II, королева, монарх, похороны, институт монархии, Карл III, мировое сообщество
Педагогические науки
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ДОЛ «ХОПЕР»
Рассматриваются особенности создания временного подросткового коллектива в условиях ДОЛ «Хопер». Определены перспективные технологии работы с подростковым коллективом, направленные на сплочение подростков. Представлены итоги диагностики и ключевые методы работы с коллективом на базе ДОЛ.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, временный коллектив, воспитание, педагог, подростковый коллектив, вожатый, досуг
Психологические науки
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на основе практических исследований)
Выявляется проблема развития учебной мотивации младших школьник ов как одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Анализируется опыт отечественных и зарубежных исследователей в сфере развития учебной мотивации младших школьников. На основе результатов эмпирического исследования характеризуются преобладающие у современных младших школьников
виды учебной мотивации.
Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, виды учебной мотивации, социальные мотивы, внешние мотивы, внутренние мотивы
Филологические науки
ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ОБРАЩЕНИЯ В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ
В настоящее время в лингвистической науке всё большее внимания привлекает разговорный стиль общения
и его прагматические аспекты. В данной статье рассматривается понятие «обращение» и описываются
диалектные вариации обращений в Испании, в испаноговорящей стране (Аргентина) и в республиках
Эквадор, Куба. Описываются результаты анализа использования обращений на материале
испанских фильмов и сериалов, научных работ B. Cann, G. Bolívar и др. Обосновывается вывод о выборе формы обращения в зависимости от региона и ситуации.
Ключевые слова: разговорный стиль, форма обращения, звательный падеж, неформальный стиль, диалекты
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОР ПРИ СОЗДАНИИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ “TIERRA DE MUJERES” МАРИИ САНЧЕС
Статья посвящена специфике использования такого языкового средства, как метафора при создании женских образов на основе анализа художественного текста романа “Tierra de mujeres” Марии Санчес. Рассматриваются основные характеристики и функции метафоры, объясняются причины частотности использования данного средства выразительности в испанском языке и в творчестве современных испанских авторов в том числе.
Ключевые слова: метафора, образ, современная испанская литература, стилистические приемы, художественный дискурс, языковые средства
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПАНСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Выявляются и анализируются лингвостилистические особенности и прагматический потенциал современной испанской социальной рекламы. Рассматриваются закономерности изменения испанской социальной рекламы в течение семи последних лет. Автор приходит к выводу, что, обладая прагматическим потенциалом и имея определённые лингвостилистические особенности, испанская социальная реклама становится эффективным механизмом воздействия на различные процессы жизнедеятельности испанского общества.
Ключевые слова: социальная реклама, прагматический потенциал, лингвостилистические средства,
диахрония, испанское социокультурное пространство
СТРУКТУРНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПАНСКИХ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ
Данная статья посвящена особенностям испанских слоганов. Проанализированы характерные черты с точки зрения стилистики и структуры испанских рекламных слоганов. Изучены основные принципы создания успешных слоганов.
Ключевые слова: слоган, реклама, особенности, структура, Испания, стилистика
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКАЖЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ ПРИ ПЕРЕВОДЕ СЕРИАЛОВ С ИСПАНСКОГО НА РУССКИЙ
Рассматриваются особенности перевода испанских сериалов на русский язык. Выявляются причины
возникновения искажения лингвокультурных аспектов при переводе.
Ключевые слова: испанский язык, перевод, аудиовизуальный перевод, эквивалентность перевода,
эквивалентность перевода, лингвокультурный аспект
Философские науки
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
Осуществлен категориальный анализ понятия «искусственный интеллект», приведена краткая историческая
справка истории возникновения и развития данной технологии. Затрагиваются и анализируются
актуальные этические проблемы и перспективы взаимодействия человека
с искусственным интеллектом.
Ключевые слова: искусственный интеллект, этика, мораль, взаимодействие, этический выбор, человек, технологии
Юридические науки
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Исследуются теоретические и практические аспекты защиты прав несовершеннолетних. Анализируются
международные и отечественные документы по защите прав ребенка. Акцентируется внимание
на сфере практического отстаивания прав детей.
Ключевые слова: несовершеннолетний, ребенок, права, защита прав детей, ответственность, законодательство