Выходные данные:
2(55)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Педагогические науки
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Рассматриваются актуальные проблемы, связанные с изучением Отечественной культуры на уроках истории.
Проведён анализ научной литературы в области данной проблемы, а также текущего состояния школьной образовательной программы по истории.
Ключевые слова: культура, Древняя Русь, история, учебник, учащиеся
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Рассматривается актуальность проблемы использования дидактических игр в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В статье содержатся результаты логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр. Определяется эффективность дидактических
игр как средства профилактики дисграфии.
Ключевые слова: дисграфия, дошкольники, общее недоразвитие речи, дидактические игры, профилактика дисграфии
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПОВЫШЕННОЙ СТИПЕНДИИ
Актуальность темы исследования состоит в том, что мотивация является одним из ключевых факторов, определяющих желание студентов первого курса университета прилагать усилия к обучению и достигать высоких учебных результатов, получать повышенную стипендию. Представлены эмпирические результаты опроса студентов первого курса, которые позволили определить, как студенческая стипендия помогает обучающимся вуза сконцентрироваться на их учебных достижениях, развивать профессиональные навыки и достигать образовательных целей.
Ключевые слова: мотивация, студенты университета, высшее образование, профессиональное становление, профессиональное развитие, повышенная стипендия
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Раскрывается сущность понятия «эстетическое воспитание младших школьников». Описывается методика
деятельности учителя и учащихся, с помощью которой эффективно реализуется эстетическое воспитание
младших школьников на уроках окружающего мира. Проведен анализ образовательной программы
«Начальная школа XXI века» с точки зрения реализации эстетического воспитания младших школьников. Описываются диагностики, направленные на выявление уровня сформированности эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьник, методика, восприятие, представление, методы, формы, средства, предмет «Окружающий мир»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе усвоения сути морфемики и процедуры морфемного анализа. Подчёркивается роль словообразовательного анализа, знания элементарной словообразовательной теории, введения ряда словообразовательных понятий при овладении младшими школьниками морфемными и словообразовательными умениями, использования активных методов обучения.
Ключевые слова: морфемный анализ, словообразовательный анализ, умения выделять морфемы в слове,
определение значения морфем, активные методы обучения
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Рассмотрена самостоятельность младших подростков как качество личности, состоящее из взаимосвязанных
компонентов. Выделены особенности приемов, форм и методов по воспитанию самостоятельности у младших подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Определены возможности воспитания
самостоятельности у младших подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, самостоятельность, воспитание, младший подросток, жизненный опыт
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ ЧРЕЗКОЖНОЙ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ
Выполнено изучение мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Реализована программа применения родителями метода чрезкожной нейростимуляции в коррекционной работе по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР совместно с традиционными методами и приемами в работе учителя-дефектолога. Приведены результаты диагностического обследования
и промежуточные результаты, раскрывающие возможности применения метода ДЭНС в коррекционной практике.
Ключевые слова: мелкая моторика, тяжелые множественные нарушения развития, дети дошкольного возраста, чрезкожная нейростимуляция, метод ДЭНС, совместная работа с родителями
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассмотрена насущная проблема здоровья подрастающего поколения. Представлены результаты
исследования уровня сформированности ЗОЖ школьников 7–8-х классов.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, воспитание здорового образа жизни,
гармоничность образа жизни, здоровьесберегающие мероприятия
Психологические науки
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Страх играет важную роль в нашей жизни, защищая нас от реальных и мнимых опасностей и обеспечивая выживание. Его роль в человеческом мышлении неоценима, т. к. он служит надежным механизмом защиты, направленным на сохранение жизни. Наличие определенных видов страха также влияет на психическое здоровье и благополучие подростков. Особенно велико влияние страха на подростковую психику. Исследования в области психологии эмоций подчеркивают важность страха для полноценного и нравственного развития личности.
Ключевые слова: подростки, подростковая среда, страх, преодоление страха, пути преодоления страха
Исторические науки
ФИУМСКИЙ КОНФЛИКТ: ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЕГО РАЗВИТИЕ В 1914–1920 ГГ.
Исследование посвящено рассмотрению проблемы государственной принадлежности г. Фиуме в 1914–1920 гг. На основе анализа дипломатических документов и публицистических источников, сделан вывод о том,
что наряду с внутриполитическими причинами возникновения фиумского конфликта большое влияние оказали внешнеполитические факторы. Из-за своего географического положение город являлся ключевым портом в регионе. Отсутствие чёткой государственной принадлежности г. Фиуме вылилось в борьбу стран «большой четвёрки» за потенциальное влияние в адриатическом регионе.
Ключевые слова: Фиуме, Лондонский пакт, Адриатический вопрос, Антанта, Тройственный союз, Италия, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев
ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ «КРАСНЫЙ БЕРЕГ»
Рассматривается создание и функционирование детского лагеря «Красный берег» в контексте реализации политики геноцида нацистским руководством на территории Беларуси в годы Второй мировой войны.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, лагерь «Красный берег», нацистский лагерь, детские концлагеря
Социальные науки
СТАТУС МИГРАНТА В ГРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Представлен анализ и рассмотрение статуса мигранта в Российской Федерации на сегодняшний день. Указываются наиболее важные аспекты в проведении всего миграционного процесса на территории нашей страны. Подчеркивается значимость к правильному построению правового статуса мигранта, отношению к миграции со стороны местного населения и государства в целом.
Ключевые слова: миграция, мигранты, социальная работа, правовой статус, миграционная политика
Физическая культура и спорт
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Описан опыт реализации проекта «Мой ориентир», который был направлен на популяризацию спортивного
ориентирования среди студенческой молодежи. Приведены примеры мероприятий, которые проводились в рамках проекта.
Ключевые слова: студенческая молодежь, спортивное ориентирование, навыки, здоровый образ жизни, физическая активность, проект «Мой ориентир»
Филологические науки
ЗАБЫТАЯ СТРАНИЦА ЛИТЕРАТУРНОЙ ИСТОРИИ НАШЕГО КРАЯ: ТВОРЧЕСТВО А. ШЕЙНИНА
Рассмотрено творчество Сталинградского и Волгоградского прозаика и драматурга Александра Михайловича Шейнина. Проанализированы различные составляющие его художественного наследия: пьесы, статьи, фельетоны. Дан обзор рецензий на пьесы А. Шейнина, поставленные на театральной сцене.
Ключевые слова: А.М. Шейнин, драматургическое творчество, фельетоны, публицистика, рецензии
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИРОНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ФРАНЦИСКИ ШТАЛЬМАН “CHAMPAGNER UND KAMILLENTEE”
Рассматриваются особенности употребления иронических единиц в романе Франциски Штальман
“Champagner und Kamillentee”. Выделяются основные виды иронии, на основе которых изучаются примеры из художественного текста.
Ключевые слова: ирония, сарказм, стилистические приемы, лингвокультурология, лингвоаксиология, стилистика, иронические единицы
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ФОРМ ОБРАЩЕНИЙ В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРИМЕРЕ АМЕРИКАНСКИХ ВИДЕОФИЛЬМОВ
В настоящее время в лингвистической науке всё большее внимания привлекает разговорный стиль общения и его прагматические аспекты. Рассматривается понятие «обращение» и описываются диалектные вариации обращений в Испании и в Латинской Америке на примере видеофильмов. Описываются результаты анализа использования обращений на материале американских фильмов в разном озвучивании. Обосновывается вывод о выборе формы обращения в зависимости от региона и желаемой коннотации.
Ключевые слова: разговорный стиль, обращение, лингвостилистические особенности, неформальный стиль, диалекты
СМЕНА ФОРМ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НЕНАДЕЖНОГО РАССКАЗЧИКА В РОМАНЕ РОСЫ МОНТЕРО “LA HIJA DEL CANÍBAL”
Статья посвящена использованию смены форм повествования в качестве средства создания художественного образа ненадежного рассказчика на основе анализа художественного текста романа Росы Монтеро “La hija del Caníbal”. Рассматриваются формы повествования и то, как их чередование в нарративе
может характеризовать рассказчика.
Ключевые слова: современная испанская литература, формы повествования, художественный образ,
художественный дискурс, повествование от первого лица, повествование от третьего лица
ДИАЛЕКТНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ЖАРЫ И ЗАСУХИ В ГОВОРАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Осуществлен анализ структурно-семантических, словообразовательных и лингвогеографических особенностей диалектных наименований жары и засухи, распространенных в говорах Волгоградской области.
Ключевые слова: метеоним, диалектизм, жара, засуха, лексический атлас, словообразование, лингвогеография, диалектология, донские говоры, волжские говоры
КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИК-КУЛЬТУРЫ
Рассматривается эволюция социокультурных феноменов сообщества гиков, которое представляет
собой уникальные образование, формирующее тенденции в последующем развитии различных субкультур.
Ключевые слова: гик-культура, медиaпространство, социальная реальность, аниме-сообщество, субкультура
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКИ МАРКИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИСПАНИИ
Анализируются понятие «социальная реклама», рассматриваются ее функции. Показаны результаты
исследования лингвостилистических особенностей социальной рекламы, освещающей тему «здоровье». Выделяются используемые при создании рекламы средства различных уровней языка.
Ключевые слова: испанский язык, социальная реклама, лингвостилистика, здоровье, реклама,
текст рекламы
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на материале немецкого языка)
Рассматриваются основные жанрообразующие характеристики и языковые особенности биографического текста на немецком языке. Автором называются наиболее часто используемые в немецких текстах биографий стилистические средства и описывается их стилистическая функция.
Ключевые слова: биографический текст, особенности текста биографии, отличительные черты
биографического текста, лингвостилистический анализ, стилистические средства
ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В КОММЕНТАРИЯХ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (на примере испанского языка)
Статья посвящена рассмотрению языковых способов выражения агрессии в комментариях в социальной сети. Исследован теоритический аспект темы, рассмотрены различные подходы к пониманию этого вопроса.
В качестве практической части были проанализированы комментарии из социальной сети с точки зрения лексических, грамматических и социокультурных особенностей.
Ключевые слова: испанский язык, эмоции, агрессия, социальные сети, коммуникация
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БОЛЕЗНИ В ПОЭТИКЕ ПРОЗЫ Н.П. ВАГНЕРА
Рассматривается специфика организации художественного пространства произведений Н.П. Вагнера. Выявляется особая роль функционирования морбуального пространства в структуре произведений. Демонстрируется своеобразие избранных произведений посредством осмысления наиболее значимых
предметных составляющих пространства.
Ключевые слова: морбуальное пространство, замкнутое и открытое пространства, хронотоп, Вагнер
ФЕНОМЕН ЭКФРАСИСА В «АЛЫХ ПАРУСАХ» А.С. ГРИНА: ПОРТРЕТ И МАРИНА
Рассматривается дуализм экфрасиса в поэтике повести-феерии А.С. Грина «Алые паруса». Мотив «оживших картин» играет существенную роль в композиционной структуре произведения и идейном замысле. Его творческое переосмысление в поэтике писателя позволяет уточнить специфику философско-эстетического
мировоззрения А.С. Грина.
Ключевые слова: А.С. Грин, «Алые паруса», экфрасис, пространство, композиционная структура
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ПЕРЕВОДА ОБРАЩЕНИЙ (на материале испанских сериалов и их переводов на русский язык)
Рассматривается типология обращений испанского на примере испанских сериалов. Выявляются характерные черты, а именно формальность, степень знакомства адресата с адресантом и уровень вежливости. Раскрываются основные пути достижения эквивалентности перевода, в частности
анализ коммуникативной ситуации, определение коннотативного значения, поиск цели и функции обращения.
Ключевые слова: испанский язык, перевод, обращение, функции обращений, типология обращений, эквивалентный перевод
Юридические науки
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Статья посвящена вопросу становления органов прокурорского надзора в Российской империи. Проанализированы Указы Петра I, положившие начало созданию данного надзорного органа в нашей стране. Рассмотрены первоначальные полномочия и обязанности прокуроров, их роль в поддержании законного порядка.
Ключевые слова: прокуратура, указ, генерал-прокурор, обер-прокурор, сенат