Выходные данные:
4(51)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского "Воспитание в моральном климате памяти"
К.Д. УШИНСКИЙ О ПРИНЦИПЕ НАРОДНОСТИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Рассматривается педагогическая концепция семейного воспитания Константина Дмитриевича Ушинского.
Семья – важный элемент во всей системе воспитания, т. к. именно в семейном воспитании
закладываются основы будущей личности и мировоззрения. Описываются роль и задачи семейного воспитания К.Д. Ушинского.
Ключевые слова: К.Д. Ушинский, педагогическая концепция, семейное воспитание,
ценности воспитания, личность
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов "Наука онлайн!"
РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Исследуются особенности применения метода театральной педагогики в профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте. Даны практические рекомендации в работе с подростками
при использовании метода театральной педагогики.
Ключевые слова: театральная педагогика, девиантное поведение, подростковый возраст, методы и методики воспитания и обучения, театральные технологии, нравственность
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ-СИНОНИМОВ (на материале английского языка)
Рассматриваются дополнительные параметры английских фразеологизмов-синонимов и экстралингвистические факторы, влияющие на их взаимозаменяемость.
Ключевые слова: английский язык, фразеология, фразеологизмы-синонимы, взаимозаменяемость, лингвистические факторы, экстралингвистические факторы
Географические науки
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Представлены результаты исследования производства и рынков сбыта сжиженного природного газа в Российской Федерации в 2020–2022 гг. Рассмотрены количественные и качественные показатели.
Ключевые слова: сжиженный природный газ, производство СПГ, экспорт СПГ, рынки сбыта СПГ, топливно-энергетический комплекс, мировая энергетика, энергетический комплекс РФ, Ямал СПГ, Сахалин-2, КСП
Исторические науки
ОЦЕНКА ПРАВЛЕНИЯ ТОКТАМЫША В ИСТОРИОГРАФИИ
Проводится историографический анализ, посвященный личности и правлению Токтамыша – последнего
хана единой Золотой Орды, а также его взаимоотношениям с другими ханами и дается исторический портрет самого Токтамыша.
Ключевые слова: Токтамыш, Золотая Орда, Великая Замятня, Тимур, Мамай
Педагогические науки
ПОТЕНЦИАЛ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Показана важность проведения работы по развитию речи у младших школьников. Представлены примеры использования простого предложения как основы для формирования аналитических умений при освоении синтаксиса. Упражнения учебника дополнены заданиями и синтаксическими наблюдениями, приведены сочинения школьников.
Ключевые слова:
Ключевые слова: грамотная речь, развитие речи, работа над предложением, сочинение, синтаксические средства выразительности
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ПРАВА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Обосновывается значимость проектно-исследовательского метода в рамках школьного научного объединения, нацеленного главным образом на развитие личности, умеющей самостоятельно добывать, усваивать, перерабатывать разнообразную информацию, эффективно действовать в новых, неожиданных условиях, творчески решать возникающие задачи. Благодаря активному включению учащихся в подобную деятельность, происходит полное погружение учащихся в интеллектуально-творческую среду, развитие исследовательских способностей и создание необходимых условий для профессионального самоопределения подрастающего поколения.
Ключевые слова: воспитание, обучение, проектно-исследовательская деятельность, научное объединение, правовая культура
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассматриваются теоретические и методические особенности развития речи младших школьников. Приводятся данные экспериментального исследования развития речи младших школьников. Предлагается система заданий, направленных на развитие речи младших школьников при изучении традиционных
написаний на уроках русского языка.
Ключевые слова: младший школьник, традиционные написания, русский язык, развитие речи, экспериментальное исследование
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ КОРНЕВЫХ МОРФЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Представлены результаты изучения лингвистической и методической литературы с целью обоснования основных понятий орфографии и подходов к ее изучению в начальной школе. Проводится анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» с целью выявления объёма и содержания материала по непроверяемым корневым морфемам в начальной школе. Представляются результаты опытно-экспериментальной работы по улучшению изучения непроверяемых корневых морфем в начальной школе. Рассматриваются наиболее эффективные методы и приемы работы
с непроверяемыми корневыми морфемами.
Ключевые слова: непроверяемые корневые морфемы, метод, прием, орфограмма, орфографические принципы, орфографическое правило, анализ, программа
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(на материале изучения безударных гласных в корне слова)
Дано теоретическое обоснование изучения орфографии в начальной школе; выделены сущностные характеристики орфографической грамотности как основы общей культуры человека, эффективные пути и средства освоения младшими школьниками орфограммы «проверяемая безударная гласная в корне слова». Описано экспериментальное исследование по совершенствованию процесса изучения названной
орфограммы на уроках русского языка. Проведён качественный и количественный анализ полученных результатов.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, орфография, принципы орфографии, орфограмма, орфографическое правило, проверяемая безударная гласная в корне слова, экспериментальное исследование.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены результаты практической реализации опытно-экспериментальной работы по развитию
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе проектной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативный навык, дошкольник, задержка психического развития, проект, потенциал проектной деятельности
ТЕХНОЛОГИИ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Рассматриваются возможности применения технологий 3D-моделирования в проектной деятельности
старшеклассников на примере изучения антиутопического романа Е. Замятина «Мы».
Ключевые слова: 3D-моделирование, проектная деятельность, методика обучения литературе, ИКТ, старшеклассники
ТЕХНОЛОГИИ ИММЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Статья посвящена возможностям и преимуществам применения иммерсивных технологий
обучения в условиях школьного образования.
Ключевые слова: иммерсивные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность, школьное образование
РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Описаны особенности развития игровых навыков у детей с умственной отсталостью в процессе совместной
со сверстниками деятельности. Представлены результаты практической реализации опытно-экспериментальной работы по развитию игровых навыков у детей с умственной отсталостью в процессе совместной со сверстниками деятельности.
Ключевые слова: дошкольник с умственной отсталостью, игра, игровой навык, совместная деятельность, сверстники
ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Рассматриваются условия реализации интеграции в современной общеобразовательной школе. Исследуются
возможности интегрированного урока и их влияние на развитие личности обучающихся. Описывается
воздействие интеграционного процесса на творческий потенциал и творческое мышление школьников, их эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, школа, учащиеся, развитие личности
ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЕПБУК» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Описывается организация инновационной технологи «Лепбук», которая способствует духовно-нравственному развитию
и формирование личности, а также регламентирует этические нормы правила поведения в обществе. Описанная технология обеспечивает активный процесс обучения, стимулирует познавательную активность,
развивает творческое мышление, благоприятно воздействует на овладение культурными средствами и способами деятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта. Представлен опыт автора по использованию данной технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада и во взаимодействии с семьями воспитанников.
Ключевые слова: технология, «Лепбук», духовно-нравственное воспитание, семья, дошкольник, личность
ИГРОТЕРАПИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Рассматриваются особенности коррекции негативных проявлений при аутизме. Особое внимание уделяется методу игротерапии. Раскрываются ресурсы игротерапии в коррекционной работе со старшими
дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройство артистического спектра, старшие дошкольники, игротерапия, коррекционная работа, игротерапевтический метод “floortime”
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья посвящена исследованию методических основ коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра. Анализируются причины трудностей формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с аутизмом. Обосновывается выбор современных методов и методических приемов обучения самообслуживанию дошкольников с РАС.
Ключевые слова: навыки самообслуживания, расстройства аутистического спектра, дошкольники, методы, методические приемы, социально-бытовые навыки
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рассматриваются приемы мнемотехники для эффективного изучения орфографии русского языка в школе. Актуальность применения данных приёмов на занятии обусловлена общим снижением уровня грамотности обучающихся, падением интереса к изучению русского языка. Суть механизма мнемотехники заключается в том, что проще запомнить информацию, если на основе ассоциативных связей присвоить ей какой-то определенный яркий или знакомый образ: буквенный, звуко-буквенный, графический, схематичный на основе созвучия, аналогии, рисунка.
Ключевые слова: орфография, запоминание, мнемотехника, прием, память
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Представлен анализ проблемы развития коммуникативных умений дошкольников в условиях игрового взаимодействия со сверстниками. Раскрыта потребность современного общества в поколении, владеющем способами эффективной коммуникации и системой взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Обоснована роль квест-технологии в коммуникативном развитии дошкольников. Особое внимание
уделено вопросу организации опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных умений дошкольников в условиях игрового взаимодействия со сверстниками.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные умения, эффективное взаимодействие, общение, игра, квест-технология, квест-игра
Психологические науки
ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Рассматривается понятие одиночества, его виды, основные причины проявления в подростковом возрасте.
Проблема одиночества достаточно актуальна в наше время. Приводятся результаты исследования
учащихся 12–17 лет. Также в статье предоставлены рекомендации по преодолению одиночества.
Ключевые слова: психология, одиночество, подросток, эмоции, уровни одиночества, причины одиночества
Физическая культура и спорт
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Освещается одна из самых важных проблем общества – сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе обучения в вузе. Подчёркивается необходимость уделять особое внимание физической активности студентов в связи с повышенной учебной нагрузкой. Перечисляются факторы, негативно влияющие на здоровье студентов, среди которых, нехватка времени является основным. Обосновывается
необходимость вести профилактическую работу студенческим поликлиникам и деканатам по физическому воспитанию среди обучающихся.
Ключевые слова: физическое здоровье, физическая активность, физическое воспитание, здоровьесбережение, профилактики усталости, здоровый образ жизни, функции организма, пониженная двигательная активность, психологическое здоровье
Филологические науки
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ (на материале испанского массмедийного дискурса)
Представлен анализ стилистических особенностей тематического интервью, одного из самых распространенных жанров массмедийного дискурса. В ходе проведенного анализа был сделан вывод о соответствии типа интервью его стилистической характеристике. Исследование выполнено на материале текстов испанских интервью.
Ключевые слова: массмедийный дискурс, медиатекст, интервью, тематическое интервью, стилистика
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ (на примере танцевального блога)
Раскрывается понятие «речевой агрессии» и её признаки. Проводится лингвистический анализ
выделяемых Ю.В. Щербининой видов речевой агрессии, представленных в блоге социальной сети, и определяются выполняемые ими функции.
Ключевые слова: речевая агрессия, виды (формы) речевой агрессии, речевой акт, признаки речевой агрессии, функции речевой агрессии
«КАК СОЛНЕЧНЫЙ УДАР»: ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА В. ТОКАРЕВОЙ «МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ»
Пространство и время в рассказе В. Токаревой «Между небом и землёй» изучаются как способ выражения
авторской позиции в современной «женской» прозе, склонной к рассмотрению бытования вечных жизненных ценностей в наши дни.
Ключевые слова: автор, образ пространства, образ времени, заглавие, «женская» проза
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ЛАТИНИЗМОВ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ
Рассматриваются способы передачи и семантическое освоение заимствований из латинского языка в российской прессе.
Ключевые слова: латинизм, заимствование, латинский язык, транслитерация, перевод, семантическое освоение, оним
МЕТОДИКА СУДЕБНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (на примере политических дебатов В.В. Жириновского и А.Е. Хинштейна в телепередаче «Вечер с Владимиром Соловьевым»)
Статья посвящена анализу языковых особенностей политического дискурса и методов его исследования,
используемых при производстве судебно-лингвистической экспертизы. В качестве материалов
исследования используется отрывок из выпуска политических дебатов В.В Жириновского
и А.Е. Хинштейна в телепередаче «Вечер с Владимиром Соловьевым», вышедший в эфир 13 сентября 2018 г.
Ключевые слова: политический дискурс, власть, судебно-лингвистическая экспертиза, конфликтность, манипулятивность, негативная оценка
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
(на материале “TED Talks”)
Данная статья посвящена анализу 5 видеоматериалов с платформы “TED Talks” с целью выявления речевых моделей, обеспечивающих успешное публичное выступление. Были рассмотрены такие особенности, как употребление разделительных вопросов, психологических, сравнительных, побудительных и хронологических
речевых моделей, а также их функционирование в ходе публичного выступления.
Ключевые слова: речевая модель, паттерн, публичная речь, платформа “TED Talks”, разделительные вопросы, побудительные речевые модели
ФОРМЫ КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Рассматриваются наиболее распространенные в сети Интернет формы «кибербуллинга». Проводится
анализ данных форм на основе примеров, взятых из социальной сети «ВКонтакте». Приводится
описание основных черт проявления кибербуллинга в виртуальной среде.
Ключевые слова: кибербуллинг, киберзапугивание, социальные сети, интернет, речевая агрессия
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГЕНДЕРА В АВТОРОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Рассматриваются синтаксические конструкции мужской и женской письменной речи. Проводится сравнительный анализ синтаксических конструкций письменной речи с целью идентификации автора текста. Проанализировав тексты с точки зрения гендерного аспекта мы представили некоторые сходства и различия мужской и женской письменной речи, связанные с идентификацией личности при проведении судебной экспертизы.
Ключевые слова: гендерная лингвистика, синтаксис, гендерные различия, мужская речь, женская речь, автороведческая экспертиза, идентификация автора
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ РЕЧИ (на материале речевых жанров «интервью» и «статья»)
Представлены результаты лингвогендерологического анализа текстов из речевых жанров немецких интервью
и статей. Выявлена лексическая специфика мужской и женской речи в гендерном аспекте.
Установлена частотность употребления мужчинами и женщинами эмоционально-оценочных лексических единиц.
Ключевые слова: гендерные особенности речи, интервью, словарный состав языка, статья, текст, эмоционально-оценочная лексика
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОИЗВОДСТВЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
Данная статья посвящена изучению проблемы использования искусственного интеллекта в производстве лингвистических экспертиз при помощи исследования экспертных систем. Производится изучение понятия искусственного интеллекта и экспертных систем, сравнение того, как их изучали отечественные и зарубежные ученые. Особое внимание уделяется таким системам, как “Galaktika-ZOOM”, “TextAnalyst 2.0”, “MonoConc / ParaConc’, «НКРЯ», и возможности их применения в экспертной деятельности, анализируются
возможности этих систем и их характеристика.
Ключевые слова: искусственный интеллект, судебно-экспертная деятельность, языкознание, лингвистика, экспертные системы
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ И АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА «ВОЛЧЬЯ СТАЯ»
Система персонажей в повести В. Быкова «Волчья стая» изучается как способ выражения позиции автора
в русской «лейтенантской» прозе второй половины XX в., не утрачивающей своего патриотического
звучания и сохраняющей влияние на отечественную литературу последующих лет.
Ключевые слова: «лейтенантская» проза, система персонажей, портретная характеристика, речевая характеристика, поведение персонажа
ФИГУРЫ КРАТКОЙ И ПРОСТРАННОЙ РЕЧИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА
Анализируются проблемы стилистических особенностей изобразительно-выразительных средств языка
в художественном тексте. Рассматриваются фигуры краткой и пространной речи, а также морфемные средства выразительности в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Ключевые слова: фигуры речи, аллегория, амплификация, метафора, художественный текст
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ГЕНДЕРНО ОРИЕНТИРОВАННОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ
Исследуются рекламные тексты, ориентированные на разные гендерные группы потребителей. Фразеологизмы рассматриваются как средство отражения гендерного признака в рекламном тексте. Анализируются различия мужского и женского «мироощущения», передающиеся с помощью
фразеологических единиц в рекламном тексте.
Ключевые слова: фразеологическая единица, рекламный текст, гендерный аспект, способ мышления, языковое сознание
КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ ЗАПРЕТА В ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ (на материале сериала “HIT”)
Особенности речи и речевого поведения человека зависят от множества различных факторов, основным из которых является цель коммуникативного акта. Выражение модальности запрета в рамках определенной коммуникативной ситуации часто встречается в разговорной речи носителей, что обуславливает некоторые особые случаи его употребления в ситуативном контексте. Рассматриваются понятия «коммуникативная ситуация» и «форма выражения запрета». Описываются результаты исследования форм выражения запрета на материале испанского сериала “HIT”. Обосновывается вывод о выборе формы запрета в зависимости от цели коммуникативной ситуации.
Ключевые слова: коммуникативная ситуация, форма выражения запрета, модальный глагол, отрицательная форма повелительного наклонения
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТОВ, СОДЕРЖАЩИХ БУЛЛИНГ
Рассматриваются основные перспективы проведения судебной лингвистической экспертизы интернет-текстов, содержащих буллинг. На примере текстов социальных сетей, содержащих буллинг, определены цели, задачи данного вида экспертизы. Определено, что представляют собой объект и предмет экспертизы. Приводятся примеры анализа интернет-текстов, содержащих буллинг. Отдельно называются проблемы, возникающие в процессе экспертизы.
Ключевые слова: кибербуллинг, буллинг, судебно-лингвистическая экспертиза, интернет-пространство, буллинг в интернет-сетях
ЭКФРАСИС В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕТРОГРАДСКОГО ТЕКСТА А.С. ГРИНА
Выявляется роль экфрасиса в поэтике петроградских рассказов А.С. Грина «Клубный арап» и «Фанданго».
Мотив «оживших картин» играет существенную роль в композиционной структуре рассказов и их идейном замысле. Его творческое переосмысление в поэтике писателя позволяет уточнить специфику философско-эстетического мировоззрения А.С. Грина.
Ключевые слова: А.С. Грин, «Клубный арап», «Фанданго», экфрасис, пространство, композиционная структура
СРАВНЕНИЯ В РОМАНЕ А. ГРИНА «БЛИСТАЮЩИЙ МИР»: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Рассматриваются различные подходы к изучению сравнения. Проводится анализ своеобразия использования
данной фигуры речи А. Грином в романе «Блистающий мир». Определяются структурные
особенности и стилистические функции в прозе автора.
Ключевые слова: сравнение, структурная особенность, стилистическая функция, идиостиль, язык произведений А.С. Грина, «Блистающий мир»
ЭВФЕМИЗМЫ В МЕДИЦИНСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале англоязычного форума “Reddit”)
Анализируются семантические и прагматические особенности англоязычных эвфемизмов в сетевом медицинском дискурсе. Проводится тематическая классификация эвфемизмов и дисфемизмов, полученных путем сплошной выборки на форуме “Reddit”. Выявляются наиболее продуктивные способы образования эвфемизмов и дисфемизмов. Производится сравнение прагматических особенностей использования эвфемизмов и дисфемизмов врачами и пациентами.
Ключевые слова: эвфемизм, дисфемизм, сетевой медицинский дискурс, способы образования, тактики медицинского дискурса
Юридические науки
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕРАСКРЫТЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
Анализируется методика расследования нераскрытых преступлений прошлых лет, применяемая
в правоохранительных органах Российской Федерации. Выявляются проблемы в существующем подходе, предлагаются варианты их решения.
Ключевые слова: криминалистика, расследование преступлений, преступления прошлых лет, нераскрытые преступления, методика расследования