Выходные данные:
4(27.1)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
4(27.2) Сборник статей авторов, победивших во Всероссийском конкурсе "НАУКА-ОНЛАЙН 2019"
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88
Биологические науки
ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ОТ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГСПУ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Проведено исследование зависимости различных свойств внимания от типа высшей нервной деятельности студентов различных профилей обучения Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Выявлены достоверные отличия значений всех свойств внимания студентов профиля «Физическая культура» с «безудержным» и «инертным» типом ВНД.
Ключевые слова: внимание, переключение внимания, концентрация внимания, высшая нервная деятельность, тип нервной системы.
Географические науки
ОСОБЕННОСТИ ПТК СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ
Выделены геолого-геоморфологические факторы дифференциации ландшафтов Волго-Ахтубинской поймы. Описаны почвенные профили и растительные сообщества. Итогом стало выделение ПТК Волго-Ахтубинской поймы в направлении г. Ленинск – пос. Горная Поляна, носящих, как правило, статус урочищ.
Ключевые слова: ландшафт, рельеф, почвенно-растительный покров, геоморфологические элементы, урочища.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Рассматриваются современные особенности семейного состава населения субъектов Южного федерального округа. Произведён анализ состава домохозяйств, показателей брачности и разводимости.
Ключевые слова: семья, семейный состав, семейно-брачная структура, домохозяйство, брачность, разводимость.
Исторические науки
Ф. ПАУЛЮС ПЕРЕД ДИЛЕММОЙ ПРОРЫВА НЕМЕЦКИХ ЧАСТЕЙ ИЗ СТАЛИНГРАДСКОГО КОТЛА
Представлен анализ различных точек зрения современных отечественных и зарубежных историков, в том числе участников Сталинградской битвы, на действия Фридриха Паулюса в момент окружения его армии
под Сталинградом. Сделан вывод о необоснованности обвинений историков в адрес Ф. Паулюса относительно его отказа от осуществления прорыва войсками вермахта из «кольца» в ноябре 1942 г. Данный шаг являлся результатом сознательного выбора командующего 6-й армии, а также совокупности сложившихся обстоятельств, но не был сделан из-за особенностей черт его характера.
Ключевые слова: Ф. Паулюс, Сталинград, окружение, Сталинградская битва, мнения историков, Сталинградский котел.
«Я НАДЕЮСЬ УМЕРЕТЬ НА СВОЕМ ПОСТУ – НА УЛИЦЕ ИЛИ В ТЮРЬМЕ…»: К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ УБИЙСТВА Р. ЛЮКСЕМБУРГ И К. ЛИБКНЕХТА
Анализируются трагические события января 1919 г., связанные с гибелью лидеров германских коммунистов – Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Выявляются причины преступления; круг лиц, выступивших организаторами и непосредственными участниками преступления. Рассматриваются меры их
наказания, реакция ближайших соратников по борьбе как в Германии, так и в России.
Ключевые слова: Ноябрьская революция, германская социал-демократия, Коммунистическая партия Германии, Карл Либкнехт, Роза Люксембург, убийство.
АННА ПАЛАРЧИК О ПРЕБЫВАНИИ В КОНЦЛАГЕРЕ ОСВЕНЦИМ (НА ОСНОВЕ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ
ИСТОЧНИКОВ)
Рассматривается вопрос актуальности метода устного слова в современных реалиях. Производится сравнительный анализ информации о принудительном труде на опыте бывшей заключенной Освенцима Анны Паларчик, полученной из двух различных видов источников: протоколов допросов с Франкфуртского процесса и интервью, взятого на основе метода устной истории.
Ключевые слова: нацизм, Франкфуртский процесс, метод устной истории, принудительный труд, концентрационный лагерь.
СТАНОВЛЕНИЕ ЯКОБИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИРЛАНДИИ В КОНЦЕ XVII В. В ПОЭЗИИ ДЭВИДА О’БРУДАРА
На основании поэзии О’Брудара определяются основные черты ирландского якобитского движения,
характеризуется отношение якобитов к Якову II Стюарту. Анализируются особенности отражения событий конца XVII в. в Англии и Ирландии в творчестве поэта.
Ключевые слова: якобитское движение, Яков II, Стюарты, Ирландия, Славная революция.
Ландшафтный дизайн
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНОХРОМНОГО САДА
Рассматривается организация монохромного сада. Изучается ассортимент растений для монохромных садов. Разработаны дендрогруппы для г. Волгограда, а также рассматриваются их экологические характеристики и декоративные свойства.
Ключевые слова: монохромный сад, озеленение, ассортимент, цветовая гамма, экологические свойства растений, дендрогруппа.
ДЕКОРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА КРОН ДЕРЕВЬЕВ
Рассматриваются декоративные качества деревьев. Приводятся примеры деревьев с разными кронами для озеленения Волгограда, их экологические требования и декоративные свойства.
Ключевые слова: декоративные качества, озеленение, ассортимент, экологические свойства растений, габитус.
Лингвистика
ЭВФЕМИЗМЫ В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ СМИ
Рассматривается корпус эвфемистических единиц немецкого языка, отобранных из публицистических текстов различной тематики, с точки зрения выполняемых ими функций и способов образования.
Ключевые слова: эвфемизмы, признаки эвфемизмов, функции эвфемизмов, способы образования эвфемизмов, СМИ.
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ РАЗГОВОРНЫХ НОМИНАЦИЙ МУЖЧИН В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Исследуются способы словообразования разговорных номинаций мужчин в немецком языке. Выявляются наиболее частотные словообразовательные модели данных номинаций (префиксация, суффиксация, словосложение, заимствования). Определяются на материале разговорных номинаций мужчин самые распространенные словообразовательные модели.
Ключевые слова: префиксация, суффиксация, словосложение, заимствованные слова, словообразование.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАФОРЫ, АНТИТЕЗЫ И СРАВНЕНИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОГО ПРИЕМА В НЕМЕЦКОМ РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ
На материале печатных рекламных текстов из немецкого журнала “Der Spiegel” и интернет-источников рассматривается использование анафоры, антитезы и сравнения с целью определения функций и частотности их употребления. Данные стилистические фигуры довольно часто встречаются в немецких рекламных текстах, т.к. обладают высокой степенью экспрессивности, которая, в свою очередь, играет ключевую роль в осуществлении воздействия на потенциального потребителя.
Ключевые слова: анафора, антитеза, сравнение, реклама, рекламный текст.
РЕАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКИХ СМИ)
Представлен анализ коммуникативной категории выразительности. Выделены лексико-стилистический, синтаксико-стилистический и графический уровни реализации категории выразительности во французских медиатекстах. Рассмотрены функции экспрессивных средств, реализующих категорию выразительности.
Ключевые слова: медиатекст, коммуникативная категория, выразительность, функции категории выразительности, лексико-стилистические, синтаксические и графические средства и приемы реализации категории выразительности.
КОНЦЕПТЫ ДИСКУРСА СТРАХА В НОВОСТНОМ ТЕКСТЕ
Статья посвящена анализу языковой реализации концептов, составляющих концептуальное пространство дискурса страха применительно к материалу новостных текстов. На основе анализа понятийной составляющей концептов сделан вывод о ядерном элементе конструирования дискурса страха. Даны примеры языковой репрезентации взаимодействующих концептов (страх, смерть, враг и неизвестность).
Ключевые слова: концепт, новостной текст, дискурс, страх, номинация, синонимия.
ПОХВАЛА И КОМПЛИМЕНТ В ПОРТРЕТНОМ ИНТЕРВЬЮ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДРЕСАТА (на материале немецкого языка)
Рассматриваются эмоционально настраивающие тактики комплимента и похвалы с точки зрения особенностей реакции адресата, а также функций, выполняемых ими в портретных интервью, отобранных из немецких средств массовой информации.
Ключевые слова: портретное интервью, эмоционально настраивающие тактики, комплимент, похвала, функции похвалы и комплимента, виды коммуникативного поведения адресата.
ЭМОТИВНАЯ РЕВЕРСИВНОСТЬ В КОНФЛИКТНОЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Рассматривается процесс объективации феномена эмотивной реверсивности в рамках коммуникативной эмоциональной ситуации конфликта. Тезисы о том, что данное явление способно производить регуляцию протекания конфликтного общения, увеличивая или уменьшая степень эмоциональной напряженности, а также что намеренное применение субъектом коммуникативных тактик, основанных на принципе реверсивности, позволяет вовсе исключить вероятность неэкологичного общения, подтверждается
с помощью анализа поведения речевых партнёров в ситуациях конфликтного межличностного общения.
Ключевые слова: коммуникативная / категориальная эмоциональная ситуация, эмоциональное реагирование, конфликт, валентность, эмотивная реверсивность / реверсия, иррадиация, нейтрализация.
СПЕЦИФИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В СЕТИ ИНСТАГРАМ
Рассматриваются грамматические особенности оформления высказываний в Инстаграм на английском
языке (американский вариант). Определяются наиболее распространенные грамматические явления,
характеризующие дискурс пользователей Инстаграм, и основные функции этих явлений.
Ключевые слова: грамматика, интернет-дискурс, Инстаграм, американский вариант английского языка, гипертекстуальность,
креолизованный текст.
ИДИОСТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕРИВАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАЛАМБУРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ
Приемы создания каламбуров, характерных для идиостиля Н.В. Гоголя, анализируются с точки зрения
реализации эффекта обманутого ожидания или комического шока, а также специфики их функционирования. Каламбурная техника рассматривается в контексте гоголевского восприятия категории комического, подразумевающего осмысление серьезного через смешное.
Ключевые слова: Н.В. Гоголь, идиостиль, каламбур, комическое, ирония, двусмысленность, фразеологизм.
Методика преподавания учебных дисциплин
АНИМАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.Н. НОСОВА
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса к чтению художественной литературы посредством вовлечения детей в анимационную деятельность. Произведения Н. Носова рассматриваются как средство формирования познавательного интереса к чтению учащихся начальных классов.
Ключевые слова: познавательный интерес, произведения Н.Н. Носова в круге детского чтения, начальная школа, анимационная деятельность, литературное творчество, младший школьник.
ЭЛЕКТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
Рассматривается понятие элективной дифференциации в современной школе. Анализируется роль элективных курсов в правовом обучении. Сформированы методические условия реализации элективной дифференциации в правовом обучении.
Ключевые слова: элективная дифференциация, правовое обучение, элективные курсы, школа, дифференциация, индивидуализация.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Анализируются основные идеи, направления, подходы к организации процесса эстетического воспитания учащихся в ходе планирования и проведения уроков географии в средней школе. Доказывается необходимость применения различных видов средств обучения в целях реализации культурно-экологического подхода к географическому образованию.
Ключевые слова: география, картина мира, эстетическое воспитание, ценностное отношение, культурологический подход, эколого-эстетическое воспитание.
ОСВОЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ПРАКСИСА
Рассматривается проблема освоения хореографических элементов детьми с разным уровнем развития праксиса. Проведена диагностика уровня развития хореографических способностей и произвольных движений у детей от 5 лет до 7 лет. Установлено, что проблемы в развитии праксиса у детей в большей степени влияют на хореографические возможности детей. Однако если прорабатывать индивидуально ошибки ребенка и заниматься улучшением хореографических возможностей, то обеспечивается как развитие компонентов праксиса, так и уровень хореографической подготовленности.
Ключевые слова: дети дошкольного школьного возраста, разлад в развитии координации, спортивные танцы, хореография, праксис.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Рассматривается особенность творческого воображения. Даётся характеристика отличительным чертам поведения младших подростков. Выявляются педагогические условия для эффективного развития воображения. Рассматриваются задания для развития творческого воображения младших подростков на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: воображение, особенности творческого воображения, младший подросток, педагогические условия, уроки изобразительного искусства.
УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ
Рассматриваются основные теоретические положения понятия «коммуникация». Выявляются психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей на уроках изобразительного искусства
в средней школе. На основе проектирования занятий определяется значение уроков изобразительного искусства в развитии коммуникативных способностей учащихся среднего школьного возраста.
Ключевые слова: младший подростковый возраст, развитие коммуникативных способностей, изобразительное искусство, коммуникация, воображение.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассмотрена эффективная методика организации и проведения подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе, влияющая на способности учащихся и задатки для успешного усвоения навыков и умений.
Ключевые слова: физкультурное образование, гармоничное развитие личности, игровые технологии, подвижные игры, учащиеся младшего школьного возраста.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ИЗОЛЯЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИП-ХОП ТАНЦУ
Рассматривается краткая история хип-хопа и его основные направления. Раскрывается сущность технического принципа изоляции и особенности его применения при обучении хип-хоп танцу.
Ключевые слова: хип-хоп, танец, обучение хип-хоп танцу, исполнительское мастерство, технический принцип изоляции, импровизация.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ
Анализируется педагогический тест как система контроля и учета учебных достижений учащихся. Выявляются признаки, виды, достоинства и недостатки педагогических тестов. Приводятся примеры прошедших апробацию тестовых заданий по учебному предмету «Право».
Ключевые слова: педагогические тесты, ЕГЭ, право, обществознание, правовое обучение, методика обучения.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Рассматриваются основные теоретические положения понятия «креативность». Выявляются психолого-педагогические условия развития креативности на уроках изобразительного искусства в начальной школе. На основе проектирования занятий определяется значение уроков изобразительного искусства в развитии эстетических и оригинальных начал в младших школьниках.
Ключевые слова: младший школьник, развитие креативности, психолого-педагогические условия, нетрадиционные художественные техники, изобразительное искусство.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ “SCRATCH” ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются вопросы использования визуальных объектно ориентированных сред при обучении алгоритмизации и программированию учащихся основной школы. Основное внимание в работе уделяется использованию в образовательном процессе бесплатной визуальной среды “Scratch”. Представлен опыт
использования данной среды в обучении программированию в 5–6 классах основной школы.
Ключевые слова: алгоритмизация, программирование, визуальная среда, Scratch, мотивация, обучение информатике, мультимедиа.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инструментально-исполнительская деятельность младших школьников рассматривается как важный фактор
развития их музыкального восприятия. Обоснованы психолого-педагогические и методические условия,
обеспечивающие наибольшую эффективность исследуемого процесса.
Ключевые слова: музыкальное восприятие, инструментально-исполнительская деятельность, младшие школьники, психолого-педагогические условия, методические условия.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ
Рассматриваются различные виды квестов, возможности их применения на уроках литературы. Описывается авторская разработка образовательного линейного оффлайн-квеста по теме «Легенды и мифы Древней Греции», которая может быть полезна учителям литературы.
Ключевые слова: методика обучения литературе, инновационные технологии, квест-технология, образовательный квест, линейный квест, оффлайн-квест, мифы Древней Греции.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЛАКАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ xx В. В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Рассматривается роль исторических плакатов как средства наглядности в изучении отечественной истории XX в. в школе. Анализируется линейка учебников по истории России за 10 класс на наличие плакатов и системы вопросов и заданий к ним. Приводятся методические рекомендации по выполнению заданий
творческо-поискового уровня при работе с историческими плакатами.
Ключевые слова: исторические плакаты, наглядность в обучении истории, методика обучения истории, советские плакаты, использование плакатов на уроках истории.
Педагогические науки
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Рассматривается значение патриотического воспитания современных подростков. Раскрывается воспитательное влияние учебно-воспитательного процесса сельской школы в формировании патриотических
качеств подростков. Представлена результативность отдельных методов работы: краеведческих кружков, патриотического клуба и школьного музея.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, школа, подросток, формы.
КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются понятия «качество» и «учебно-методическое обеспечение». Данные понятия уточняются и актуализируются применительно к образовательному процессу в основной школе. Для выполнения поставленной задачи проводится дедуктивный анализ. Представлена классификация критериев для объективной оценки учебно-методического обеспечения в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта, а также продемонстрированы конкретные УМО, которые будут оцениваться.
Ключевые слова: качество, учебно-методическое обеспечение, объект, оценка, экспертиза, ФГОС.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ
Рассмотрено влияние качества образования на трудоустройство молодежи. Дается оценка состояния безработицы на российском рынке труда. Приводятся основные причины данной проблемы и предполагаемые пути ее решения.
Ключевые слова: безработица, мониторинг, молодежь, качество образования, рынок труда, трудоустройство.
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ТЬЮТОРА В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается история возникновения тьюторского сопровождения. Обосновывается актуальность тьюторского сопровождения в условиях дошкольных образовательных организаций, а также проблем, которые возникают перед педагогами в воспитательно-образовательном процессе. Выделяются необходимые для работы с дошкольниками компетенции педагога-тьютора.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, дошкольное образование, ребенок дошкольного возраста, компетенция.
ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Разработана система оценки коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в основной школе.
Представлены выводы об общем уровне сформированности коммуникативных УУД у учащихся.
Система апробирована на уроках литературы. Оправдана целесообразность введения оценки коммуникативных УУД в образовательный процесс.
Ключевые слова: Разработана система оценки коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в основной школе.
Представлены выводы об общем уровне сформированности коммуникативных УУД у учащихся.
Система апробирована на уроках литературы. Оправдана целесообразность введения оценки коммуникативных УУД в образовательный процесс.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Определены основные принципы формирования экспериментальных умений школьников в системе технологической подготовки, которые имеют практическую ценность и могут быть использованы
при реализации учебного процесса.
Ключевые слова: принципы обучения, эксперимент, экспериментальные умения, система технологической подготовки, тренинг.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Проанализировано понятие «девиантного поведения». Приведены отечественные и зарубежные подходы
к определению причин девиантного поведения. Рассмотрена классификация видов отклоняющегося
поведения и его особенности проявления у подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, подростковый возраст, классификация девиаций, социально-педагогическая деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ПОСТТРУДОВОМ ПЕРИОДЕ
Рассматривается проблема социальной адаптации граждан пожилого возраста в посструдовом периоде.
Представлены основные этапы социальной адаптации граждан пожилого возраста в период
выхода на пенсию. Описана система социально-психологических мероприятий.
Ключевые слова: социальная адаптация, посструдовой период, пожилые люди, социальный статус, социально-адаптационная работа, адаптационный шок, мобилизация ресурсов.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Описываются теоретические основания проектно-исследовательской деятельности как условия саморазвития
обучающихся старших классов. На основе эмпирического исследования определены взаимосвязи проектно-
исследовательской деятельности старшеклассников и их готовности к саморазвитию.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, готовность к саморазвитию, старшеклассник, анкета.
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
Представлены результаты диагностики исследования групповой сплоченности детских коллективов
в условиях ДОЛ и общеобразовательного учреждения. Выявлено влияние уровня сплоченности
подростковых коллективов на развитие компонентов самореализации.
Ключевые слова: сплоченность, подростковый коллектив, детский оздоровительный лагерь, образовательные учреждения, самореализация.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Анализируется актуальность и значимость проблемы правонарушений среди младших подростков.
Рассматриваются особенности младшего подросткового возраста, возможные причины совершения
ими противоправных действий. Описаны характеристики и особенности социально-педагогической
деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Представлены результаты исследования.
Ключевые слова: проблема, правонарушение, младший подросток, профилактика, социальный педагог, социально-педагогическая профилактика.
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раскрывается роль деятельности измерения в развитии элементарных математических представлений дошкольников. Особое внимание уделено вопросу организации обучения детей измерению на занятиях по математике.
Ключевые слова: величина, измерение, условная мерка, измерительные навыки, мышление.
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Рассматривается актуальность использования внеурочной деятельности по изучению туризма в обучении
географии в старшей школе. Описаны преимущества реализации внеурочной деятельности
через организацию работы проектной мастерской. Разработан авторский тематический план занятий в данной мастерской.
Ключевые слова: внеурочная деятельность по географии, обучение географии в рамках реализации ФГОС,
познавательный интерес, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, тур.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются аспекты социальной профилактики нарушений детско-родительских отношений
в неблагополучной семье. Используются средства художественно творческой деятельности
в социальной профилактике. Описываются этапы и методы технологии. Отражаются выводы исследования и практические рекомендации по социальной работе с неблагополучной семьей.
Ключевые слова: социальная профилактика, неблагополучная семья, детско-родительские отношения, средства художественно-творческой деятельности, семейное неблагополучие.
Политические науки
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КНР
Анализируются ключевые элементы, оказывающие влияние на формирование
внешней политики КНР, на основе системного подхода. Оценивается роль
факторов, участвующих в создании внешнеполитической концепции КНР.
Ключевые слова: международные отношения, КНР, внешняя политика, внешнеполитические решения, личностный фактор.
Право
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИЦ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ И МЕРЫ ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Анализируется проблема преступности среди несовершеннолетних девушек. Предпринимается попытка сформировать возможные меры по минимизации негативного влияния факторов, отрицательно влияющих на формирование правосознания и личности несовершеннолетних девушек.
Ключевые слова: женская преступность, несовершеннолетние преступницы, детерминанты преступности, статистика преступности, личность преступника, борьба с преступностью.
УСЫНОВЛЕНИЕ ИНОСТРАНЦАМИ ДЕТЕЙ-ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследование показало и выявило, как проходит процесс усыновления для иностранных граждан и какими требованиями они должны придерживаться.
Ключевые слова: иностранный гражданин, усыновление, дело Димы Яковлева, Надежда Фратти, семейное законодательство, семья.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЬЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД С 1973 ПО 2018 ГГ.
Анализируются жилищные кодексы России с целью выявления пробелов в области защиты прав
несовершеннолетних на жилье. Определяется значимость жилищного законодательства в гражданских правоотношениях, прослеживаются современные тенденции.
Ключевые слова: право собственности на жилье, несовершеннолетний, гражданин, жилищный кодекс, гражданский кодекс, Конституция РФ, международный пакт.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
Анализируется значение формирования правовой культуры у несовершеннолетних, отбывающих
наказание в воспитательных колониях, для их социализации в обществе после освобождения из мест лишения свободы.
Ключевые слова: несовершеннолетние, правовая культура, социализация, воспитательная колония, осужденные, освобождения из мест лишения свободы.
Психологические науки
ВЛИЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
Рассматривается проблема влияния теоретического мышления студентов на эффективность решения задач по физике. Описываются характерные особенности теоретического мышления. Приводятся результаты методик А.З. Зака, анализируются основные содержательные компоненты теоретического мышления студентов I курса Волгоградского государственного социально-педагогического университета, а также выявляется их связь с решением задач по физике.
Ключевые слова: теоретическое мышление, содержательный анализ, содержательная рефлексия, содержательное планирование, решение задач по физике.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАЦИИ
Анализируются особенности формирования эмоционального интеллекта в контексте специфических условий социализации в современном обществе. Рассматривается взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и степени агрессивности подростков. Определяются условия развития эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социализация, девиация, подростковый возраст, эмоции.
Туризм
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЛАЧЕВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются основные объекты туризма и рекреации на территории Калачевского района Волгоградской области, а также факторы, оказывающие значительное влияние на развитие туристско-рекреационного потенциала данной территории.
Ключевые слова: туризм, рекреация, туристско-рекреационные ресурсы, туристско-рекреационный потенциал территории, Калачевский район.
Филология
НЕТРИВИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАМЕРЕНИЯ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АРГУМЕНТАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б. АКУНИНА)
"
Проводится анализ нетривиальных коммуникативных интенций, возникающих в ходе использования психологических аргументов в произведениях Бориса Акунина «Азазель» и «Статский советник». Выявляются причины, по которым герои произведения перекодируют целевую заданность «аргумента к жалости», «довода к кошельку», «аргумента к тщеславию», «пикапа», «ставки на ложный стыд». Раскрывается суть психологической аргументации, а также определяется их специфическое использование персонажами.
Ключевые слова: диалог, директивная интенция, коммуникативное намерение, психологический аргумент, риторика.
ОБРАЗ РЕБЕНКА В РАССКАЗАХ В.Г. РАСПУТИНА «НЕЖДАННО-НЕГАДАННО» И Б.П. ЕКИМОВА «НЕ НАДО ПЛАКАТЬ…»
Анализируются субъектные (имя персонажа, его портретная и речевая характеристики) и внесубъектные (сюжетно-композиционные, хронотопические и жанровые особенности произведений) способы выражения
авторской позиции в рассказах «новой» деревенской прозы, где образ ребенка – выражение писательских надежд на сохранение и приумножение нравственных ценностей бытия в современном обществе.
Ключевые слова: образ ребенка, «новая» деревенская проза, авторская позиция, заглавие произведения, имя, портрет, речевая характеристика персонажа.
ФУНКЦИИ РАЗГОВОРНО-БЫТОВЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РАССКАЗАХ БОРИСА АКУНИНА
Выявляются функции разговорно-бытовых фразеологизмов в рассказах Бориса Акунина «Сигумо», «Table-talk 1882», «Из жизни щепок». Анализируется их роль в создании художественных образов.
Ключевые слова: фразеологизмы, функции фразеологизмов, разговорный язык, художественный образ, Борис Акунин.
ЯЗЫКОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР. ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ»
Рассматриваются различные виды языковых и стилистических средств, использованных в тексте романа П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» для реализации творческого замысла автора.
Ключевые слова: функциональный стиль, художественный стиль, художественный текст, идиостиль, троп.
ОЦЕНОЧНЫЙ ОКСЮМОРОН КАК СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА
Анализируются изменения семантики оценочных оксюморонов со словом «лжец». Рассматриваются признаки объекта номинации, определяются потенциальные семы оценочных оксюморонов. Оценочный
оксюморон исследуется как стилистическая фигура в текстах различных авторов.
Ключевые слова: оценочный оксюморон, семантика оценки, стилистическая фигура, оксюморон, языковая единица.
Экономические науки
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рассмотрены сущность и содержание экономических процессов в сфере образования на региональном уровне. Обобщены представления о феномене «предпринимательский университет» и его развития в отечественной практике. Описаны возможности организации предпринимательской деятельности в детских дошкольных учреждениях, в сфере высшего образования.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский университет, рынок образовательных услуг, образование,
конкурентоспособность.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ
Рассмотрена региональная специфика организации предпринимательской деятельности в образовательных организациях высшего образования на уровне субъекта РФ. Определено понятие «предпринимательский
университет». На примере Волгоградской области рассмотрены тенденции развития предпринимательской деятельности в высшей школе.
Ключевые слова: предпринимательский университет, региональное развитие, предпринимательская деятельность, инновации, Волгоградская область.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТУРКМЕНИСТАНА И РОССИИ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Выявляются основные тенденции и направления взаимодействия Туркменистана и России в торгово-экономической сфере в годы руководства нынешнего президента суверенного, постоянно нейтрального Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедова.
Ключевые слова: Туркменистан, Российская Федерация, торгово-экономическое сотрудничество, Межправительственная туркмено-российская комиссия по экономическому сотрудничеству, Российско-Туркменский Деловой Совет, межрегиональное экономическое взаимодействие.
Информатика
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ НА САЙТАХ ИНТЕРНЕТА: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЧНЫХ ДАННЫХ В ВИДЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ДЕРЕВА
Проводится анализ понятия визуализации данных на сайтах Интернета. Обосновывается возможность древовидного представления табличных данных образовательного назначения. Раскрывается технология построения интерактивного дерева на основе табличных данных с использованием библиотеки D3.js.
Описывается экспериментальная разработка интерактивной древовидной визуализации табличных данных образовательного назначения.
Ключевые слова: визуализация данных, Интернет, веб-разработка, таблица, интерактивное дерево.
Литературоведение
МОЛЧАНИЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ОДНОИМЁННОГО РАССКАЗА Л.А. АНДРЕЕВА
Исследуется функционирование пространственных оппозиций рассказа Л.А. Андреева «Молчание». Выявляются типы оппозиций, их характеристики, определяется роль образа-символа – молчания в построении пространства.
Ключевые слова: Л.А. Андреев, пространственные оппозиции, образ-символ молчание, художественное пространство.
Философские науки
РЕАЛОГИЯ ДЕТСТВА: ВЕЩНЫЕ МОДУСЫ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИИ ВОЗРАСТА
Анализируется детство в аспекте реалогии. Выявляются особенности взаимодействия ребенка и мира вещей.
Исследуется роль игры в становлении личностного бытия ребёнка и вещи, игровая природа вещей.
Определяются антропологические свойства вещей и культурные модусы их существования.
Ключевые слова: реалогия детства, вещь, игра, вещественная антропология, свойства, модусы.