Выходные данные:
3(32)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Региональная научно-практическая конференция «Специальное и инклюзивное образование: проблематика научных исследований в регионе»
ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Рассматривается суть понятий «самостоятельность» и «внеурочная деятельность» младших школьников с задержкой психического развития. Описывается самостоятельность в качестве стержневого свойства личности, которое тесным образом связано с качествами активности, ответственности.
Ключевые слова: самостоятельность, задержка психического развития, младшие школьники, внеурочная деятельность, формирование, личность.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматриваются проблемы формирования способности словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Описываются особенности становления грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: словоизменение, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, речевой материал, грамматический строй речи.
ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАССКАЗОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматриваются и анализируются особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Изучается опыт включения мультимедийных средств в процесс обучения составлению различных видов рассказов дошкольников с общим недоразвитием речи. Приводятся данные экспериментального изучения способов включения мультимедийных средств в процесс коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, мультимедийные средства, виды рассказов, дошкольники.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Определяется сущность эмоционального опыта. Описываются особенности его формирования у детей 6–7 лет с нарушением интеллекта. Приводятся данные диагностического исследования оценки уровней сформированности эмоционального опыта. Определены показатели исследуемого явления и направления коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: эмоциональный опыт, нарушение интеллекта, умственная отсталость, модальности, обобщение переживаний, межличностные отношения, дифференциация оттенков переживаний.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования выразительного чтения. Анализируются особенности формирования выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи, а также изучаются возможности театрализованной игры в процессе формирования выразительного чтения.
Ключевые слова: чтение, выразительное чтение, театрализованная игра, общее недоразвитие речи, младшие школьники.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА
Рассматриваются теоретические основы влияния семейного воспитания детей с речевыми нарушениями на преодоление речевого дефекта. Проанализированы особенности семейного воспитания детей с речевыми нарушениями и способы их диагностики, а также представлены варианты организации работы логопеда с семьёй ребёнка с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, дети с речевыми нарушениями, особенности семейного воспитания, работа логопеда с семьёй.
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлен анализ современных исследований на понимание сущности воли и развития волевых качеств личности. Определены особенности в развитии волевых качеств личности у детей с умственной отсталостью. Раскрыты этапы работы и приведены рекомендации специалистам по развитию волевых качеств личности средствами продуктивных видов деятельности.
Ключевые слова: регуляция, волевые качества, волевая регуляция, конструирование, изобразительная деятельность, продуктивная деятельность, умственная отсталость.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАБОТЕ О СЕБЕ
Рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе реализации комплекса внутришкольных мероприятий по формированию потребности в заботе о себе. Освещены цель, задачи и основные направления работы специалистов службы сопровождения в процессе реализации комплекса внутришкольных мероприятий по формированию потребности в заботе о себе. Статья может быть полезна учителям-дефектологам, социальным педагогам и педагогам-практикам.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, комплекс мероприятий, потребность в заботе о себе, специалисты службы сопровождения, младшие школьники, интеллектуальные нарушения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ СЛОВЕСНОГО СОСТАВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Описываются специфические нарушения анализа словесного состава предложения у детей с общим недоразвитием речи и их экспериментальное исследование.
Ключевые слова: анализ словесного состава предложения, общее недоразвитие речи, слово, предложение, навыки чтения и письма.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Раскрываются результаты практического исследования в области изучения приёмов театрализованной деятельности в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня. Приведены данные качественного и количественного анализа результатов эксперимента. Указаны основные цели, направления и методы опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, коррекционно-логопедическая работа, связная речь, общее недоразвитие речи III уровня.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Выделяются факторы проявления страхов у детей с задержкой психического развития. Раскрывается как положительная роль эмоции страха, так и возможные неблагоприятные воздействия на личностное становление детей. В процессе диагностического исследования определены ведущие страхи у детей с задержкой психического развития и описаны возможности игровой терапии в коррекции выявленных страхов.
Ключевые слова: страх, аффект, эмоция, тревожность, игровая терапия, задержка психического развития, коррекция.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Анализируются направления, необходимые для решения задач коррекционно-логопедической работы. Рассматриваются элементы сказкотерапии, способные наиболее комплексно воздействовать на все стороны речевого развития. Определяется направленность каждого элемента сказкотерапии в системе коррекционно-логопедической работы.
Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, логосказка, развитие речи, дошкольники.
ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Обозначается значимость арт-терапии в развитии воображения младших школьников с умственной отсталостью. Уточнены особенности воображения младших школьников с умственной отсталостью, сформирован перечень возможностей арт-терапии в его развитии.
Ключевые слова: воображение, особенности воображения, младшие школьники с умственной отсталостью, арт-терапия, возможности арт-терапии.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ
Дается подробный анализ речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, а также рассматривается характеристика нарушений письменной речи у данной группы детей.
Ключевые слова: логопедия, младшие школьники, общее недоразвитие речи, письменная речь, речевые нарушения.
КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Раскрывается роль мышления в жизни и деятельности людей, а также основные теоретические подходы к описанию сущности данного понятия. Приводятся результаты исследований о специфических особенностях формирования мыслительной деятельности школьников с умственной отсталостью. Показаны направления коррекционной работы на основе конструирования.
Ключевые слова: мышление, недостатки мыслительной деятельности, мыслительные операции, познавательная деятельность, коррекция, конструирование, умственная отсталость.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
Выявляются наиболее распространенные и типичные проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Анализируется понятие моделирования коррекционно-развивающего процесса. Определяются основные условия реализации модели коррекционно-развивающего процесса.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, модель, моделирование коррекционно-развивающего процесса, дети дошкольного возраста, логопедическая работа.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Обосновывается актуальность проблемы социальной адаптации школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Раскрываются особенности применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: социальная адаптация, нарушение опорно-двигательного аппарата, дистанционные формы обучения, школьники, образовательный процесс.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ БЕБИ-ГРУППЫ
Рассматривается понятие «социальная адаптация», её значение для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; особенности организации детско-родительских беби-групп для социальной адаптации детей раннего возраста.
Ключевые слова: социальная адаптация, дети раннего возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, ранняя помощь, беби-группы.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отражены результаты исследования мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития. Представлены доминирующие виды мотивов, а также их характеристика. Раскрыты и теоретически обоснованы факторы и причины негативного отношения к школе у данной категории обучающихся, приводятся данные современных ученых. Совместная деятельность рассматривается как ведущее условие становления учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: мотивация, иерархия мотивов, дезадаптация, задержка психического развития, совместная деятельность, внутренняя позиция школьника.
ПРЕДПОСЫЛКИ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Рассматривается процесс чтения. Выделяются предпосылки овладения навыком чтения. Анализируются особенности формирования навыка чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются направления логопедической работы при подготовке детей к овладению навыком чтения.
Ключевые слова: предпосылки чтения, дошкольники, общее недоразвитие речи, процесс чтения, формирование готовности к чтению.
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАСШИРЕНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Осуществляется обзор научной литературы по проблеме расширения семантических полей при формировании лексики дошкольников с общим недоразвитием речи. Раскрывается характеристика словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируется понятие «семантическое поле», особенности его значения при формировании лексики.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, лексика, семантическое поле, дошкольное образовательное учреждение, дошкольники.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ПРИЗНАКОВ) ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дается обзор литературы по проблеме формирования словаря дошкольников в процессе игры. Выделяется определение и уровни общего недоразвития речи. Анализируются особенности словаря прилагательных (признаков) у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматривается метод дидактической игры в процессе активизации словаря прилагательных.
Ключевые слова: словарь, прилагательные, признаки, дошкольники, общее недоразвитие речи, дидактическая игра.
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НАПИСАНИЯ МЯГКОГО ЗНАКА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА НА ПИСЬМЕ
Рассматриваются теоретические основы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи написания мягкого знака для обозначения мягкости согласного звука на письме, что является важной и актуальной проблемой. Анализируются особенности усвоения графической системы русского языка детьми с общим недоразвитием речи. Выявляется эффективность применения серии упражнений и заданий, направленных на повышение уровня сформированности умения обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака.
Ключевые слова: графическая система русского языка, особенности усвоения написания мягкого знака, обозначение мягкости согласного звука на письме, письменная речь, дети с общим недоразвитием речи, дети младшего школьного возраста.
ОСОБЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛЕКСИЕЙ
Рассматриваются теоретические основы изучения особенностей читательской компетенции у учащихся с дислексией, что является важной и актуальной проблемой в логопедии. Анализируются особенности проявления дислексии у младших школьников.
Ключевые слова: читательская компетенция, читательские умения, письменная речь, младший школьный возраст, дислексия.
ФОРМИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализируются особенности овладения детьми номинативной функцией. Выявляются наиболее частые ошибки у детей с общим недоразвитием речи при назывании. Определяется важность проведения специального обучения по формированию номинативной функции.
Ключевые слова: лексика, номинативная функция, словарь, глагольный словарь, прилагательные, значение слова, общее недоразвитие речи.
Педагогика и методика обучения
ВОЗМОЖНОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ У ПОДРОСТКОВ СПОСОБНОСТИ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Вокально-хоровая деятельность подростков рассматривается как важный фактор развития их способности к исполнительской интерпретации. Обоснованы психолого-педагогические и методические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность исследуемого процесса.
Ключевые слова: способность к исполнительской интерпретации, вокально-хоровая деятельность, подростки, психолого-педагогические условия, методические условия.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раскрывается потенциал использования метода экспериментирования как основы формирования первичных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на примере темы «Вода». Показано, что экспериментирование может быть эффективным методом при формировании первичного представления о воде у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: экспериментирование, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, экологическое образование, экологические представления, первичные представления о воде.
ДИАГНОСТИКА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Статья посвящена анализу понятия «языковая компетенция» в контексте изучения имени существительного в начальной школе. Обобщены подходы к трактовке данного понятия и его методологического инструментария в свете реализации ФГОС НОО последнего поколения. Представлена диагностика языковой компетенции при изучении имени существительного учащихся начальных классов и её результаты.
Ключевые слова: языковая компетенция, имя существительное, орфографическая зоркость, диагностика языковой компетенции, требование к результатам образовательной подготовки.
Физическая культура и спорт
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рассматриваются вопросы формирования ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре. Выявляется важность здоровья для современного человека, в том числе такой социальной группы, как студенты.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, физическое воспитание.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МОЗГА
Рассматривается взаимосвязь физической активности и работоспособности головного мозга. Выявляются методы, способные увеличить эффективность умственной нагрузки.
Ключевые слова: физическая культура, мозговая активность, двигательная работоспособность, студенты, выносливость организма.
Филологические науки
ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.М. ЖВАНЕЦКОГО
Рассматривается экспрессивная лексика (эмоционально-оценочные слова) в творчестве М.М. Жванецкого. Анализируется её роль и значимость как средства выразительности в произведениях писателя.
Ключевые слова: экспрессивность, экспрессивная лексика, эмоционально-оценочные слова, эмоционально-экспрессивные слова, М.М. Жванецкий.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ БРИТАНСКИХ И НЕМЕЦКИХ КИНОФИЛЬМАХ
Рассматривается понятие гендера. Описываются гендерные особенности речи мужчин и женщин на лексическом, синтаксическом и стилистическом уровнях на примере британских и немецких кинофильмов.
Ключевые слова: гендер, лексика, стилистика, синтаксис, гендерные особенности.
АНАЛИЗ ЖАНРА ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ (на материале французской прессы)
Рассматривается понятие жанра интервью. Анализируются жанрообразующие особенности портретного интервью, подходы к изучению жанра, заголовки, стилистические приемы и организация текста. Рассмотрены такие параметры, как коммуникативные ходы и владение коммуникативной инициативой участников интервью, диалоговый характер и формы реализации коммуникативной задачи, двуадресность и смысловой центр портретного интервью.
Ключевые слова: медиадискурс, речевой жанр, интервью, портретное интервью, жанрообразующие признаки.
Экономические науки
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Рассматривается состояние развития ведущих стран мира, доказывающие, что основными факторами являются инновационные высокие технологии, новая организация труда и производства, новая мотивация. Они обеспечивают экономическую стабильность микро-и макросистем, их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Во многих странах гибридные финансовые инструменты трансформируются в современных условиях в гибридные инвестиционные модели, такие как краудфандинг и краудинвестинг.
Ключевые слова: инновационная модель, инновационный центр, инновационный проект, механизм финансирования, финансы.