Выходные данные:
2(37.1)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
2(37.2)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», strizh@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77- 60273 от 19 декабря 2014 года.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов "Наука онлайн!"
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ-СКРИПАЧЕЙ ВУЗов ИСКУССТВ
Представлены основные теоретические подходы к проблеме формирования исполнительского мастерства,
а также охарактеризованы возможности формирования исполнительского мастерства студентов-скрипачей в ВУЗе искусств.
Ключевые слова: исполнительское мастерство, скрипичное искусство, скрипичное исполнительство, студенты-скрипачи, профессиональное музыкальное образование, подготовка в ВУЗе искусств
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ: К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ
На основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо рассматривается методика обучения иноязычному чтению медиатекстов на платформе ZOOM. Представлена реализация данной технологии, определены основные трудности при онлайн-коммуникации со студентами. Выявлены
особенности медиатекста, определены преимущества использования активных методов обучения при изучении иностранного языка.
Ключевые слова: РКМЧП, чтение, иностранный язык, медиатекст, критическое мышление
НАГЛЯДНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Рассматриваются особенности и методика использования наглядности на уроках русского языка при изучении лексики и фразеологии. Описывается использование наглядности в процессе изучения лексики и фразеологии.
Ключевые слова: методы наглядности, лексика, фразеология, лингвистический подход, антонимы, омонимы, синонимы
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются актуальные вопросы в организации воспитательной деятельности студентов, отмечаются
положительные тенденции, которые уже существуют в вузах. Акцентируется внимание на качествах,
которые необходимы современной личности, а также анализируются современные подходы
и методы воспитательной деятельности, которые помогут воспитать всесторонне развитую личность, с развитыми надпрофессиональными компетенциями.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, внеучебная деятельность, надпрофессиональные компетенции,
методы воспитательной деятельности, студенты, университет
ТИПОЛОГИЯ НИКНЕЙМОВ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (на материале имён пользователей стриминговой платформы twicth)
Проанализирована проблема толкования термина «никнейм» в современной лингвистике.
Описана авторская классификация имён пользователей стриминговой платформы Twicth.
Ключевые слова: никнейм, ник, псевдоним, стриминговая платформа Twicth, интернет-коммуникация
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Рассматриваются проблемы трудового воспитания дошкольников с умственной отсталостью.
Определены и реализованы на практике возможности игровой деятельности в процессе развития трудовых навыков.
Ключевые слова: трудовое воспитание, умственная отсталость, дошкольник, коррекционная работа, самообслуживающий труд, ручной труд, труд в природе
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается проблема упадка у современной молодежи способности к созиданию прекрасного. Анализируются новые механизмы включения эстетического содержания в образовательную среду. Предложены современные средства воспитания чувств прекрасного у старшеклассников в эпоху постиндустриального общества не только через интернет-сообщества, но и мобильные приложения.
Ключевые слова: чувство прекрасного, эстетическое мышление, интернет-сообщества, мобильные приложения, визуализация
ОТБОР ПЕРСПЕКТИВНЫХ РАСТЕНИЙ ПРИРОДНОЙ ФЛОРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИЙ БОТАНИЧЕСКОГО САДА ВГСПУ
Проанализировано современное состояние коллекции природной флоры ботанических садов города Волгограда. Представлен перспективный список растений природной флоры Волгоградской области, их анализ, для экспозиции на базе «Ботанический сад» ВГСПУ. При выборе видов растений предпочтение
отдано местным видам, представители которых обитают на участках лесостепей, степей, меловых обнажений, лугов и водные и околоводные местообитаний. Концепция исследования может быть использована в ландшафтном дизайне в населенных пунктах или на садовых участках в пределах Волгоградской области.
Ключевые слова: экспозиция растений, перспективные виды, природная флора, интродукция, ботанический сад, ландшафтная архитектура
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕКСИЧЕСКОЙ МЕТАФОРОЙ
Рассматриваются многозначные слова в прямом и переносном значении, учитывая, что в основе создания переносного значения слова лежит метафора. Проанализированы подходы к изучению лексической метафоры и предлагаются пути устранения трудностей в освоении её учащимися. Описываются различные методы и упражнения, которые помогут школьникам усвоить явления лексической многозначности
и основанной на ней метафоры.
Ключевые слова: лексическая метафора, многозначные слова, прямое и переносное значение многозначных слов, методы обучения, деятельность учителя
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА
Представлен анализ психолого-педагогических исследований отечественных тифлологов по проблеме развития ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения. Описываются результаты исследования уровня развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.
Определяется эффективность применения технологии В.В. Воскобовича в работе с детьми с нарушениями зрения в процессе развития ориентировки в пространстве.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, личность дошкольника, нарушение зрения, технология В.В. Воскобовича, ориентировка в пространстве
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме формирования социальной компетентности младших школьников. Определяется сущность понятия социальной компетентности. Выявляются особенности формирования
социальной компетентности младших школьников.
Ключевые слова: социальная компетентность, компетенция, младший школьный возраст, младший школьник, формирование, диагностика
«ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» КОНЦЛАГЕРЯ РАВЕНСБРЮК
Рассматриваются основные категории заключенных концентрационного лагеря Равенсбрюк. Уделяется внимание таким группам узниц, как политические заключенные, заключенные по религиозным и расовым мотивам, асоциальные и женщины-уголовницы.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Третий рейх, национал-социализм, концентрационные лагеря, женщины-узницы, Равенсбрюк
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК РАЗНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Проведено исследование уровня физического здоровья, биологического возраста и темпа старения студенток 17–23 лет. Среди испытуемых 20–23 лет выявлено в 3,8 раза больше лиц с резко ускоренным темпом старения по сравнению с 17–19-летними. Низкий уровень здоровья и неудовлетворительная адаптация установлены только у девушек с превышением фактического биологического возраста над должным.
Ключевые слова: студентки, биологический возраст, календарный возраст, темп старения, физическое здоровье, адаптационный потенциал
Международный психолого-педагогический форум «Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций»
ВОЗМОЖНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ КАЛЬКУЛЯТОРА КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОМУ КУРСУ МАТЕМАТИКИ
Описываются результаты авторского анализа современных учебников математики для 1–4 классов с целью
определения методических возможностей включения калькулятора как одного из средств обучения
в процесс начального математического образования. Проводится сравнение содержания учебников на предмет наличия теоретических сведений, алгоритмов работы с калькулятором, упражнений, направленных на формирование вычислительных действий и предметной компетенции.
Ключевые слова: микрокалькулятор, вычислительные навыки, средства обучения, алгоритмические действия, младший школьник
ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИЗМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Описываются виды элементов историзма, рекомендуемые к включению в содержание начального математического образования. Показано влияние использования историзмов на формирование познавательного интереса младших школьников к изучению математики. Приведены примеры использования историзмов при традиционной и дистанционной организации образовательного процесса по изучению младшеклассниками основного программного материала по математике.
Ключевые слова: элемент историзма, познавательный интерес, дистанционное образование, обучение математике, информационные трансфомации
НЕОБХОДИМОСТЬ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ТРЕБОВАНИЙ ЕГЭ
Анализируется Единый государственный экзамен как метод оценки качества знаний выпускников-школьников.
Выделяются достоинства и недостатки итогового экзамена. Предложена система для минимизации
недостатков ЕГЭ. Апробация данной системы в практике средней школы является следующим шагом исследования.
Ключевые слова: Единый государственный экзамен, минимизация недостатков, система эффективного внедрения, образовательные процессы современной школы, органичная система подготовки
ПСИХОЛОГИЯ СЕТЕВОЙ АГРЕССИИ (КИБЕРБУЛЛИНГА) ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ
Рассматривается такое явление, как кибербуллинг. Проанализированы его структурные составляющие в условиях цифровизации и роста онлайн-общения. Автором предпринята попытка выделения факторов, влияющих на рост сетевой агрессии во время пандемии и осмыслены психологические последствия
деструктивного, травмирующего агрессивного общения для личности в сети.
Ключевые слова: кибербуллинг, агрессия, травля, социальные сети, пандемия, сетевая агрессия
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается актуальность инклюзивного образования в общеобразовательных школах России. Раскрывается проблемы внедрения инклюзивного образования в школах, а также воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в обычной школе, неготовность педагогов к реализации программы в условиях массовой школы. Рассмотрены основные задачи и пути их решения для успешного внедрения
инклюзивного обучения в общеобразовательных школах РФ.
Ключевые слова: инклюзивное образование, общеобразовательная школа, учащиеся с ОВЗ, образование, дети с инвалидностью
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Изучаются основные проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в условиях современной
цифровизации образовательной системы. Проводится анализ возможных трудностей при внедрении
цифровых технологий в инклюзивную среду, а также их преимущества и риски. Рассматривается
ряд цифровых технологий, которые могут принести пользу сфере инклюзивного образования, через призму точек их соприкосновения.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), образовательный процесс
II Международная онлайн конференция для молодых исследователей "Иноязычная коммуникация: полипарадигмальный аспект"
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ
Статья посвящена анализу медиатекста – родового понятия всех современных масс-продуктов – и его применения в обучении иноязычному чтению учащихся старшей ступени. Автором были определены границы понятия медиатекст, выделены основные черты, присущие данному лингвистическому явлению,
а также выявлены отличительные особенности медиатекста как инструмента обучения иноязычному чтению.
Ключевые слова: медиатекст, текст, чтение, обучение иностранному языку, культурный потенциал медиатекстов
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РОМАНЕ ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА “THUD”
Предпринята попытка анализа особенностей применения стилистических приемов в романе “Thud”, написанным Терри Пратчеттом, одним из самых известных авторов, работавших в жанре фэнтези. Благодаря, умело используемым стилистическим приемам, Терри Пратчетту удалость привнести нечто новое
в сам жанр фэнтези, что позволило ему создать образ реального мира.
Ключевые слова: Терри Пратчетт, стилистические приемы, антономазия, жанр, фэнтези, стилистика
РЕАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ ЭКСПРЕССИВНОСТИ (на материале произведений французских авторов)
Рассматривается понятие категории экспрессивности на материале художественного текста. В сравнительно-сопоставительном аспекте представлены фонетический, морфологический, лексический и синтаксический уровни анализируемой коммуникативной категории.
Ключевые слова: экспрессивность, фонетические, морфологические, лексические, синтаксические средства реализации категории экспрессивности
ЖАНРОВОЕ И СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА КАДЗУО ИСИГУРО “NEVER LET ME GO”
Данное исследование посвящено анализу стилистических особенностей романа “Never let me go” британского писателя японского происхождения К. Исигуро. Особое внимание уделяется своеобразию жанра, который отходит от канонов, принятых в литературной прозе, и подстраивается под повествование автора,
наделяя роман, наравне с разными стилистическими средствами, специфическими чертами.
Ключевые слова: К. Исигуро, жанр, антиутопия, альтернативная история, стилистические средства
XIV Международный студенческий форум «Воспитание детей и молодежи в современном мире»
ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОГО НОВООБРАЗОВАНИЯ: ГОРДОСТЬ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ
Рассматривается центральное новообразование кризиса 3-х лет – «гордость за достижение».
Выявляется уровень новообразования «гордости за достижения».
Ключевые слова: кризис 3-х лет, новообразования, ранний возраст, диагностическая методика, близнецы, семизвездье симптомов
"История и современное состояние географических исследований Нижнего Поволжья и сопредельных территорий"
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕКИ ВОЛГА В ГРАНИЦАХ ЧЕРНОЯРСКОГО РАЙОНА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дана оценка современного геоэкологического состояния реки Волги на территории Черноярского района
Астраханской области. Определены первоочередные меры по улучшению сложившейся ситуации.
Ключевые слова: геоэкологическое состояние реки, водные ресурсы Волго-Ахтубинской поймы, загрязнение, подземные воды, питьевое водоснабжение
Биологические науки
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ОЗЕЛЕНЕНИИ Г. ВОЛГОГРАДА
Изучено и проанализировано использование лекарственных растений в озеленении г. Волгограда. Проведена
историческая справка об использовании лекарственных растений в озеленении. Предложены
предварительные проектные предложения озеленения г. Волгограда с использованием лекарственных растений.
Ключевые слова: лекарственные растения в городском озеленении, благоустройство объектов зелёного строительства, ландшафтное проектирование
Исторические науки
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРАВОЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Рассматривается действующее законодательство по противодействию правому экстремизму в ФРГ. Отмечаются достижения и недостатки германского нормативно-правового механизма защиты существующего
либерально-демократического строя. Проводится сравнительно-правовой анализ российского и немецкого законодательного опыта по противодействию правоэкстремистской деятельности.
Ключевые слова: правый экстремизм, «защищающаяся демократия», Основной закон ФРГ, Уголовный кодекс ФРГ, конституционный строй, Уголовный кодекс РФ
«АРЕОПАГИТИКА: РЕЧЬ О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ ОТ ЦЕНЗУРЫ, ОБРАЩЕННАЯ К ПАРЛАМЕНТУ АНГЛИИ» ДЖ. МИЛТОНА КАК ВЫРАЖЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДОМЫСЛИЕ АНГЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Исследуется влияние «Ареопагитики» Дж. Милтона на развитие свободы мысли и слова в английском обществе середины XVII в. Рассматриваются конкретные положения «Ареопагитики», дается оценка
их воздействия на английское общество обозначенного периода.
Ключевые слова: «Ареопагитика», Англия, свобода мысли, свобода слова, свобода печати, цензура,
борьба за свободомыслие, английское общество, естественные права
Педагогические науки
ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАС МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Рассматривается проблема нарушения внимания у детей с расстройством аутистического спектра.
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию внимания у детей с РАС младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, младший школьный возраст, внимание, подвижные игры, коррекционная работа, физические упражнения
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Определяется понятие «ИКТ-компетентности». Анализируется предполагаемая степень сформированности
ИКТ-компетентности у педагогов. Рассматриваются исследования ИКТ-компетентности педагогов,
получившие актуальность во время пандемии COVID-19. Приводятся аналитические данные
и предлагаются варианты развития дальнейших исследований, посвященных данной теме.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, интернет, COVID-19, ИКТ, образование, дистанционное образование
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Анализируются основные трудности, возникающие у младших школьников при изучении склонения
именных частей речи. Даются конструктивные рекомендации по изучению склонения именных частей речи на уроках русского языка в начальной школе.
Ключевые слова: склонение, именные части речи, имя существительное, имя прилагательное, местоимение
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕСУРСОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ
Рассматривается понятие визуализации информации, её необходимость создания при разработке ресурсов
цифровой образовательной среды с точки зрения мотивирующего аспекта. Обосновываются инструменты реализации визуализации для мотивации учащихся через педагогическую технологию и модель. Характеризуется необходимость взаимосвязи понятия «мотивация» и «визуализация».
Ключевые слова: визуализация информации, мотивация, цифровая образовательная среда, мотивационный дизайн, мотивирующая визуализация
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Проводится анализ теоретических предпосылок использования метода позиционного обучения в процессе обучению чтению на уроках иностранного языка в средней школе. Раскрывается роль каждой позиции в процессе формирования коммуникативных умений обучающихся. Предложены этапы работы с текстом.
Ключевые слова: технология позиционного обучения и её задачи, характеристика позиций, этапы работы с текстом согласно технологии позиционного обучения, речевая деятельность
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ИГР ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
Рассматриваются вопросы обучения алгоритмизации и программированию школьников при создании ими компьютерных игр для мобильных устройств на основе блочного программирования. Обсуждаются возможности и особенности применения визуальных сред в обучении программированию в школьном курсе информатики. Предложены рекомендации по методике проведения занятий с использованием
визуальных сред разработки компьютерных игр.
Ключевые слова: обучение программированию, визуальные среды, мобильные устройства, блочное программирование, компьютерные игры в обучении
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Приводится теоретико-методологическое обоснование использования дидактических лингвистических
игр на уроках русского языка в начальной школе. Представлено содержание понятия «дидактические
лингвистические игры». Дана классификация дидактических игр лингвистической направленности, приведены некоторые примеры игровых упражнений.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, дидактические лингвистические игры, образовательные результаты, речевое развитие, языковая компетенция, младшие школьники
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕАЛИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТРАН АЗИИ
Анализируются особенности патриотического воспитания в российских, китайских и японских школах. Выделяются сходства и различия методов и форм данного вида воспитания в представленных странах. Определяется позиция учащихся российских школ касательно патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, РФ, Китай, Япония, школа, особенности патриотического воспитания, перспективы заимствования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализируется эффективность использования приема описательного рассказа в процессе логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются основные свойства и критерии связности рассказа-описания. Описываются особенности формирования навыка
описательного рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: описательный рассказ, общее недоразвитие речи, связная речь, монологическая речь, коррекция
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СЕМАНТИКИ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Рассматриваются лексико-семантические разряды имён прилагательных, система изучения семантических
особенностей имён прилагательных в начальной школе. Даётся анализ различных УМК, проведённый
с целью выявления особенностей работы по развитию речи в процессе изучения семантики
имён прилагательных. Приведён комплекс разработанных упражнений, направленных на развитие речи младших школьников.
Ключевые слова: имя прилагательное, лексико-семантические разряды, русский язык, развитие речи, младший школьник
ВОЗМОЖНОСТИ КОНСТРУКТОРОВ РОБОТОВ И ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕД ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются вопросы использования образовательного потенциала конструкторов роботов и визуальных
сред для их программирования в обучении школьников информатике с раннего возраста. Анализируются
визуальные среды LabVIEW, Среда NXT-G, Scratch, ROBOLAB, а также возможности их использования при программировании наиболее популярных в школьной среде конструкторов Lego-роботов на уроках информатики.
Ключевые слова: обучение информатике, конструкторы роботов, программирование, визуальная среда программирования, начальная школа
Психология
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Рассматриваются гендерные особенности проявления лидерства в юношеском возрасте, дано
определение понятий «гендер» и «лидерство». Описывается исследование явления
лидерства в студенческих группах. Приведено сравнение результатов тестирования девушек-лидеров и юношей-лидеров.
Ключевые слова: гендер, лидерство, гендерные особенности, гендерные стереотипы, юношеский возраст, гендерная психология лидерства
Физиология
ОСОБЕННОСТЬ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Исследовалось вариабельность сердечного ритма у студентов направления «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», имеющих высокий уровень физической нагрузки и студентов отделения биология с более низким уровнем физической активности. Выявлено, что более высокая физическая
активность студентов обеспечивает благоприятный уровень вариации сердечного ритма, тип регуляции сердечно-сосудистой системы и повышает резервные возможности организма студентов.
Ключевые слова: студенты, сердечно-сосудистая система, вариабельность сердечного ритма, физическая нагрузка, физическая активность
Актуальные вопросы литературоведения и литературного образования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА Г.И. АНТЮФЕЕВА «УРОК»
На материале рассказа Г.И. Антюфеева «Урок» рассматривается методика изучения произведений региональной литературы в средних классах. В ходе реализации стратегии «чтение с остановками» в процессе изучения рассказа обучающиеся расширят свои знания о литературе родного края, приобщатся
к культурному наследию Волгоградской области.
Ключевые слова: технология развития критического мышления, критическое мышление, «чтение с остановками», методика преподавания литературы, региональная литература, Г.И. Антюфеев
ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ «ТРИЛЛЕРА» (на примере романов О.А. Бажанова «Герой нашего времени.ru» и «Иванов.ru»)
Рассматривается понятие «триллера» как жанра массовой литературы. Анализируются его поджанры,
выделяются их специфические черты. На материале романов «Герой нашего времени.ru»
и «Иванов.ru» волгоградского писателя О.А. Бажанова выявляются жанровые модификации «триллера».
Ключевые слова: массовая литература, жанры, триллер, «Герой нашего времени.ru», «Иванов.ru», О.А. Бажанов
ИМЯ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
Изучается именная характеристика главного героя романа А.В. Иванова «Географ глобус пропил», являющаяся и способом создания центрального образа произведения, и формой выражения позиции писателя, рассматривающего проблемы современного школьного образования и воспитания.
Ключевые слова: именная характеристика персонажа, образ, главный герой, авторская позиция, класс, малая родина
ОРГАНИЗАЦИЯ КВЕСТА НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ (в ходе формирования представления у учащихся о жанре фэнтези)
Рассмотрена возможность применения квеста на уроке внеклассного чтения в процессе формирования у учащихся старших классов представления о жанре фэнтези. Определены преимущества данного вида игровой деятельности с точки зрения соответствия ФГОС СОО нового поколения. Выявлены
принципы организации урока-квеста. Представлены этапы игры и методические рекомендации по её проведению.
Ключевые слова: методика обучения литературе, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, игровая деятельность, игра, квест, УУД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается опыт применения глог-технологии в процессе дистанционного изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 8-м классе.
Ключевые слова: методика обучения литературы, педагогическая технология, глог-технология, дистанционное обучение, Н.В. Гоголь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА АНТИУТОПИИ Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ» В 11-М КЛАССЕ
Представлен опыт реализации квест-технологии в процессе изучения романа-антиутопии Е.И. Замятина «Мы» в 11-м классе.
Ключевые слова: квест-технологии, антиутопия, веб-квест, квест, Единое Государство, Е.И. Замятин
МЕТОДИКА СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЭПИЗОДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА И КИНОФРАГМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Представлен опыт реализации сравнительного анализа художественного текста и кинофрагментов
при изучении романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» в 11-м классе в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: киноискусство, литература, сравнительный анализ, наглядность, методика обучения литературе, дистанционное обучение
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМИКСА В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА РАССКАЗА А. БЕЛЯЕВА
«МИСТЕР СМЕХ» НА УРОКЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 10-М КЛАССЕ
Описывается алгоритм создания комикса в процессе изучения рассказа А. Беляева «Мистер Смех» в десятом классе.
Ключевые слова: методика обучения литературе, проектная деятельность, фантастическая литература, комикс, А. Беляев
СВОЕОБРАЗИЕ ДИСКУРСА В РОМАНЕ ДЖ.М. КУТЗЕЕ «МИСТЕР ФО, ИЛИ ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ РОБИНЗОНА КРУЗО»
Анализируется своеобразие дискурса в романе Дж.М. Кутзее «Мистер Фо, или Любовь и смерть Робинзона Крузо». Дж. М. Кутзее по-постмодернистски переосмысливает образную систему и сюжет романа Д. Дефо.
Новая точка зрения на известную робинзонаду позволяет задуматься о границах и необходимости вымысла в художественном произведении.
Ключевые слова: дискурс, Дж.М. Кутзее, робинзонада, метатекст, художественное произведение
РОЛЬ СТИХОТВОРЕНИЙ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО В ФИЛЬМЕ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО «ЗЕРКАЛО»
Рассматривается вопрос об актуализации мотивов и образов поэзии Арсения Тарковского в фильме
Андрея Тарковского «Зеркало». Исследуется общность художественного языка поэта и кинорежиссера.
Ключевые слова: поэзия, кинематограф, поэтика кинематографа, художественный язык, Арсений Тарковский, Андрей Тарковский
«НАШИ» С. ДОВЛАТОВА И «СВОИ» С. ШАРГУНОВА: ДИАЛОГ АВТОРОВ
Современный русский писатель С.А. Шаргунов, проза которого в первые годы ХХI столетия развивается
в русле «нового» реализма, следуя литературным традициям предшественников, активно обновляет их, допуская в организации своего повествования взаимодействие с творческим наследием авторов постмодернистского направления.
Ключевые слова: авторская позиция, заглавие произведения, постмодернизм, «новый» реализм, я-повествование, языковая игра
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННОГО
ВИДА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (на примере творчества В.В. Маяковского)
Рассматривается образовательная технология веб-квест. Представлена характеристика данной
технологии и особенности применения на уроках литературы в средней школе. Описана методическая разработка веб-квест «Жизнь и творчество В.В. Маяковского».
Ключевые слова: образовательная технология веб-квест, творчество В.В. Маяковского, методика обучения литературе, инновационные образовательные технологии, самостоятельная работа учащихся
АНДЕРСЕНОВСКИЙ СЛЕД В ПОЭТИКЕ «СКАЗОК КОТА-МУРЛЫКИ» Н.П. ВАГНЕРА
Cопоставляются сказки Н.П. Вагнера, русского ученого и писателя второй половины XIX в., и сказки датского
писателя Х.К. Андерсена. Выявляется общность тематики, проблематики, образной системы.
Доказывается своеобразие «Сказок Кота-Мурлыки» и оригинальность трактовки Н.П. Вагнером сюжетов датского сказочника.
Ключевые слова: сказка литературная, Н.П. Вагнер, Х.К. Андерсен, притчеобразность, социальная окрашенность, образ рассказчика, интертекстуальность
СКАЗКА И БЫЛЬ В РОМАНЕ Г. ЯХИНОЙ «ДЕТИ МОИ»
Анализируются особенности реализации сказочного закона «сказано – сделано» в романе Г. Яхиной «Дети мои». Закон позволяет выявить соотношение сказки как части официальной советской идеологии и реальной
истории немцев Поволжья 1920–1930-х годов. В отличие от фольклорной волшебной сказки,
демонстрируется разрыв между сказочным словом, надеждой героев на счастье и его антисказочными последствиями, превращающими сказку в трагическую быль.
Ключевые слова: Г. Яхина, «Дети мои», сказка, Д.Н. Медриш, закон «сказано – сделано», фольклор, псевдофольклор
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ WEB-САЙТА: «ЮЖНЫЕ ПОЭМЫ» А.С. ПУШКИНА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается пример применения web-сайта как одного из альтернативных путей изучения
художественного произведения и даются методические рекомендации по созданию
и использованию сайта «Южные поэмы» А.С. Пушкина» на уроках литературы в 7–9 классах.
Ключевые слова: методика преподавания литературы, образовательный web-сайт, «южные поэмы» А.С. Пушкина, «восточные поэмы» Дж. Байрона, байронизм
ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В СЦЕНЕ АУСТЕРЛИЦКОГО СРАЖЕНИЯ НА КАРТИНЕ
ФРАНСУА ЖЕРАРА «НАПОЛЕОН ПРИ АУСТЕРЛИЦЕ» И В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (интегрированный урок в 10-м классе)
Анализируется образ Наполеона в момент Аустерлицкого сражения в различных произведениях словесного
и изобразительного искусства. Сравнивается изображение французского императора на полотне
Франсуа Жерара «Наполеон при Аустерлице» и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Предлагается система вопросов для интегрированного урока в 10-м классе по теме «Образ Наполеона в сцене Аустерлицкого сражения на картине Франсуа Жерара “Наполеон при Аустерлице” и в романе
Л.Н. Толстого “Война и мир”».
Ключевые слова: «Война и мир», Франсуа Жерар, Наполеон, Аустерлиц, интегрированный урок
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ ЕВГЕНИЯ АРБЕНИНА (по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»)
В творческом наследии М.Ю. Лермонтова ведущее место отводится его лирическим и прозаическим произведениям, драматургия же, приходящаяся на ранний период его творчества, остаётся менее изученной. В этом состоит актуальность нашего исследования. Кроме того, сложнейший образ Евгения Арбенина,
героя лермонтовского «Маскарада», рассмотрен нами с опорой на достижения психологической науки.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, драма «Маскарад», E. Арбенин, психотип личности, эпилептоид
III Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивное и специальное образование: тенденции, управление, практики-2021»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Ключевые слова: формирование, коммуникативные умения, дошкольники, нарушение опорно-двигательного аппарата, окружающий мир
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Рассматривается использование игровых приемов в процессе формирования словаря прилагательных у детей дошкольного возраста. Определяется специфика формирования словаря прилагательных
у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Приводятся данные экспериментального исследования.
Ключевые слова: лексический строй речи, общее недоразвитие речи, словарный запас, прилагательное, коррекция, игровая деятельность, игровые приемы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Данная статья посвящена проблеме коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
средствами музыки. Автором проведен обоснованный анализ проблемы взаимосвязи речи
и музыки, влияния музыки на развитие речи. Рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами музыкотерапии.
Ключевые слова: музыка, речь, речевые нарушения, дошкольники, логоритмика, коррекция
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию воображения
у дошкольников с задержкой психического развития посредством аппликации.
Ключевые слова: развитие воображения, задержка психического развития, дошкольники, дошкольное образовательное учреждение, аппликация
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ Р.Е. ЛЕВИНОЙ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Анализируются основные положения теории Р.Е. Левиной. Приводятся данные представленности
и развития основных положений Р.Е. Левиной в современных психолого-педагогических
и логопедических исследованиях детей разного возраста.
Ключевые слова: теория Р.Е. Левиной, речевая деятельность, речевые нарушения,
общее недоразвитие речи, логопедическое воздействие
СПЕЦИФИКА СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Рассмотрены теоретические исследования особенностей словесно-логической памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Представлены количественные результаты и дана качественная характеристика полученных данных при диагностике.
Ключевые слова: задержка психического развития, словесно-логическая память, диагностика,
коррекционная программа, младший школьный возраст
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОГО СОСТАВА СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Описываются характерные особенности нарушения слогового состава слова у детей с общим недоразвитием речи и их экспериментальное исследование. Определяются направления логопедической работы
по формированию слогового состава слова.
Ключевые слова: логопедическая работа, слоговой состав слова,
общее недоразвитие речи, слог, слово
ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Раскрывается определение коммуникативных умений в подходах отечественных ученых. Представлена их классификация, а также характеристика особенностей коммуникативных умений у детей шести лет с расстройствами аутистического спектра. Рассматривается исследование данных умений по средством
современных диагностических методик и оценка развития коммуникативных умений у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: коммуникативные умения, коммуникация, общение, исследование, дошкольники, расстройство аутистического спектра, коммуникация
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЗРЕНИЯ
Рассматриваются понятия «здоровье» и «здоровьесберегающие технологии» в работах отечественных
и зарубежных авторов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, имеющими функциональные расстройства зрения.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, учитель-дефектолог, дети дошкольного возраста, функциональные расстройства зрения, цель исследования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И ПАТАЛОГИИ
Рассматривается процесс обогащения лексической стороны речи у дошкольников с нормальным речевым развитием в сопоставлении с тем же процессом у детей с общим недоразвитием речи. Приводится теоретический обзор работ авторов, изучавших данную проблему. Раскрываются особенности формирования лексической стороны речи при нормальном и патологическом речевом развитии, направления её обогащения.
Ключевые слова: речь, общее недоразвитие речи, лексика, словарный запас, коррекционно-логопедическая работа, дети, дошкольный возраст
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Данная статья содержит сведения о состоянии связной письменной речи у детей с общим недоразвитием речи. Раскрыта тема графического моделирования для работы над формированием связного письменного
высказывания у детей с общим недоразвитием речи. Приводятся результаты обследования младших школьников с общим недоразвитием речи. Рассматривается коррекционно-логопедическая методика по преодолению нарушения формирования связной письменной речи средствами графического моделирования.
Ключевые слова: речь, связная речь, письменная речь, нарушение речи, общее недоразвитие речи, моделирование, графическое моделирование
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются особенности развития социальных эмоций у дошкольников с задержкой психического
развития. Определяются и реализуются на практике возможности психогимнастики и игровой деятельности в процессе развития социальных эмоций.
Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа, социальные эмоции, задержка психического развития, дошкольник, психогимнастика
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Рассматривается вопрос результативности применения наглядных методов при коррекции речевых нарушений в логопедической работе. Для подтверждения данного теоретического утверждения проводится
диагностическое исследование с помощью трёх методов исследования: наблюдение за работой учителей-логопедов, анкетирование и беседа. Данное исследование позволит оценить отношение учителей-логопедов к применению наглядных методов при коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: диагностическое исследование, наглядные методы, коррекция речевых нарушений, учитель-логопед, логопедическая работа
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определены возможности игровой деятельности в процессе социально-эмоционального развития детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Описаны особенности детей с нарушением
интеллекта, а также рассмотрены формы и методы социально-эмоционального развития. Предложены диагностические методики на определение уровня социально-эмоционального развития дошкольников. Приведены виды игровой деятельности на занятиях с дошкольниками с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие, игровая деятельность, дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, умственная
отсталость, формы и методы социально-эмоционального развития
НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по преодолению нарушения
структурно-семантической организации текста у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: коррекционно-логопедическая работа, структурно-семантическая организация текста, младшие школьники, общее недоразвитие речи, организация тестового сообщения
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Рассматривается коррекция нарушений произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста.
Определяется специфика произношения сонорных звуков у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Приводятся данные экспериментального исследования.
Ключевые слова: произношение сонорных звуков, общее недоразвитие речи, звуковая сторона речи, двигательная функция, коррекция
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Обобщены представления о сущности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста 8–9 лет. Описаны основные причины и проявления его нарушений при расстройствах аутистического спектра, проанализированы трудности организации произвольного внимания в процессе обучения. Представлены результаты исследования основных свойств произвольного внимания младших школьников с расстройствами аутистического спектра посредством адаптированных методик, определены их качественные особенности и описаны уровни проявления в процессе диагностического обследования.
Ключевые слова: произвольное внимание, внимание, младшие школьники, исследование, образовательное учреждение, расстройство аутистического спектра
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПЕРЕСКАЗА ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА
Данная статья содержит сведения об уровне развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи. Описаны нейропсихологический и онтолингвистический аспекты развития связной речи детей с общим недоразвитием речи. Приведена система работы по совершенствованию связной
речи младших школьников с общим недоразвитием речи на основе пересказа прочитанного текста.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, дети с общим недоразвитием речи, младшие школьники, совершенствование связной речи, пересказ
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Данная статья содержит сведения о понятии «связная монологическая речь», её особенностях. Представлен опыт работы исследователей по проблеме развития данной формы речи у первоклассников с ОНР третьего уровня. Описаны средства развития связной монологической речи у указанной категории обучающихся.
Приведена опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у первоклассников с ОНР третьего уровня, определены эффективные средства ее развития.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младшие школьники, средства развития связной монологической речи, монологическая речь, первоклассники с общим недоразвитием речи третьего уровня
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Анализируются особенности навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Выявляются наиболее распространенные и типичные нарушения связной речи. Определяются
основные направления коррекционно-педагогической работы по воспитанию навыков
рассказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Ключевые слова: связная речь, речевое общение, коррекционно-педагогическая работа, навыки рассказывания, общее недоразвитие речи
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На основе анализа психолого-педагогической литературы дается характеристика стилей семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются теоретические аспекты особенностей формирования семантической стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста. Приводятся данные диагностики стилей воспитания ребенка в семье и уровня сформированности семантической стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста. Разработана система коррекционно-логопедической работы по формированию семантической стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста с учетом стилей семейного воспитания. Проанализированы результаты данной работы.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, семантическая сторона речи, младший дошкольный возраст
ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализируются слова с многозначным значением и процесс их формирования у детей с общим недоразвитием речи. Выявляются основные критерии определения уровня сформированности понимания слов с многозначным значением у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Определяются
этапы работы по формированию многозначного значения слова.
Ключевые слова: многозначное значение слова, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, критерии исследования, этапы формирования многозначного значения слова
Культурология
ИНСТИТУТЫ БРАКА В КИТАЕ И РОССИИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Рассматриваются институты брака в Китае и России в историко-культурном аспекте. Определяются общие
и различные черты и тенденции их деятельности по регулированию брачного возраста и решению вопроса о расторжении брака.
Ключевые слова: институт брака, Китай, Россия, брачный возраст, расторжение брака